В собрании Российского этнографического музея хранится более двухсот вышивок и около трехсот образцов абровых тканей середины XIX – начала ХХ века. На выставке представлена лишь небольшая их часть, но это одни из самых выразительных с художественной точки зрения произведений традиционного прикладного искусства Узбекистана.
Согласно народным представлениям, шелк обладал магическими свойствами – отгонял злые силы, способствовал достатку и благополучию, усиливая сакральное значение узоров вышитых изделий и тканей. Комплект разных по размеру и назначению вышивок был обязательной частью приданого: ими устилали постель новобрачных и украшали комнату, а потом хранили как залог счастливой жизни. Шелковые ткани шли на праздничную одежду, не только делая костюм особенно нарядным, но и выполняя функцию оберега. Они орнаментировались способом перевязки и последовательной окраски нитей перед тканьем. На готовой ткани узоры имели расплывчатые, как у облака, очертаниям, отчего назывались «абровыми» («абр» – «облако»), а в международной текстильной практике – «икат».
В каждом городе и даже селении сложились свои орнаментальные приемы и цветовые решения. Но общим являлось преобладание стилизованных растительных узоров, которые создавали образ цветущего сада, наполненного яркими красками и жизнеутверждающими символами.
Экспонаты выставки позволяют увидеть то необыкновенное разнообразие рисунков, красочной палитры, которыми виртуозно владели в прошлом мастера Узбекистана. Среди них вышитые покрывала, известные под общим названием сузани («вышитый иглой»), и другие изделия ведущих вышивальных центров того времени – Бухары, Самарканда, Шахрисабза, Карши, Нурата, Джизака, Ташкента, городов Ферганской долины, а также абровые ткани бухарских шелкоткачей, которые в прошлом оказали большое влияние на орнаментальные стили других текстильных центров.