Роль женщин в курдском революционном движении Сирии и Турции в последние годы часто привлекает к себе внимание. Феномен активно борющихся за социальное и национальное освобождение женщин курдского общества находит параллели в раннесоветской истории и даже может быть с ней связан. Советское общество формировалось в процессе культурной революции, целью которой было преобразование самосознания граждан, социальное освобождение угнетенных масс и эмансипация этнических групп молодой многонациональной республики, бывшей Российской империи. В связи с этим советская власть проводила политику национальной идентичности нерусских народов СССР. В контексте культурной революции и построения социализма женщины рассматривались как движущая сила первостепенного значения. Более того, по причине малочисленности класса пролетариата в мусульманских обществах СССР, они становились, по выражению Дж. Массела, «суррогатным пролетариатом». Такое переосмысление роли женщин в обществе требовало принятия соответствующих преобразовательных мер в массовой культуре и просвещении. Одним из инструментов распространения новых идей и практик стала визуальная пропаганда борьбы за новую жизнь в социалистическом государстве, прежде всего в Советском Закавказье, средствами разных жанров искусства: живописи, скульптуры, кинематографа.
На лекции на основе этих материалов будет проанализирована роль курдской женщины в советском национальном и культурном строительстве.
Лектор Анжелика Олеговна Победоносцева-Кая, курдовед, кандидат исторических наук, Восточный факультет СПбГУ.