Материалы к выставке
1084-23/2. Кукла. Баталпашинский отд. С. Карт-Джурт. Начало XX века. Карачаевцы.
1084-22. Колыбель-игрушка. Баталпашинский отд. С. Карт-Джурт. Начало XX века. Карачаевцы.
Куклы в жизни детей Народов Карачаево-Черкессии занимали важное место. В зависимости от задумки, куклы для игр изготавливались из различных материалов: древесина, ткань, глина, солома, початки кукурузы, цветы, шерсть, лоскутки кожи. Для девочек любимой игрушкой были и остаются куклы. Они относились к своей кукле как к ребенку: пеленали, напевали колыбельные песни, имитировали вскармливание, подражая при этом своей матери. В ходе игры девочки коллективно с помощью кукол воспроизводили, имитировали различные обряды.
Элементы костюма
10937-1. Нагрудник к женскому костюму. Приобретен в Казахской ССР в 1987 г. Карачаевцы.
10937-2. Пояс женский. Приобретен в Казахской ССР в 1987 г. Карачаевцы.
Пояс и нагрудник, как правило, составляли единый в стилистическом плане комплект, а степень распространения тех или иных форм поясов на Северном Кавказе все же различна.
Комплекс изготовлен Айтасом Джожоковичем Джанибековым, который родился в 1864 г. в ауле Карт Джурт. А.Д. Джанибеков в молодые годы учился ювелирному ремеслу у дагестанских отходников и в 1907 г., в честь рождения дочери Хаджат, изготовил данный комплект традиционных женских украшений. Согласно сообщению фондообразователя, в 1936 г. мастер умер в г. Кисловодске, а предметы хранились у его дочери. Хаджат вышла замуж, по-видимому, в 1927 г. за Кучая Джаттоева. Однако, в 1940 году семья была переселена в Казахстан, где их дочь – Роза Кучаева, родившаяся в 1928 г., вышла замуж в 1957 году за казаха Саттара Каипназарова. Последний раз комплект из пояса и нагрудника был использован на свадьбе их сына Букейхана Саттаровича Каипназарова в 1983 г., когда его невеста, казашка Гюльзада Интымановна Джандарбекова надела его на свадебное, однако казахское по крою платье.
7291-11. Браслет. КЧАО, с. Учкулан. Начало XX века. Карачаевцы.
7291-9. Украшение. КЧАО, с. Учкулан. Начало XX века. Карачаевцы.
2008-64/1,2. Боевые рукавицы. Кубанская обл. Баталпашинкий отд. С. Кайтуково. Кольчужные перчатки защищали кисти воина.
1084-25. Натруска.
В маленьких пороховницах-натрусках хранили "затравочный " порох, насыпавшийся на полку ружейного или пистолетного кремневого замка для воспламенения основного заряда. Дозированная подача пороха обеспечивалась устройством, представлявшим собой рычаг, верхнее плечо которого отжималось пружиной, а нижнее, заканчивавшееся крышечкой, закрывало отверстие натруски. Натруску хранили в нагрудных карманах на черкеске, которые располагались под газырницами.
Очаг
«И вновь над саклей вьются кольца дыма,
Вновь пламя обхватило головню...
И, как бывало, матери любимой,
Стихи читаю – жаркому огню.»
Очаг был сакральным местом для народов Кавказа Он был центром черкесского жилища. Очаг – это место размышлений мудрых старцев. У домашнего очага дети и подростки слушали сказания о знаменитых богатырях – героях нартского эпоса, их подвигах, чести, смелости и отваге.
Шкафчик для хранения ложек – ложкарник
Вешается на правой стене от входа, где женщины хранили посуду на полках. Ложкарники бывали в виде подвесного деревянного кармана. В кошах его заменял ствол тростника с отверстием. Еще в первой половине XX в. в карачаевских домах можно было увидеть подобные предметы с изображениями фамильных знаков – тамги.
Кисеты
У народов Кавказа кисеты вышитые золотыми или серебряными нитками имели широкое распространение. Они являлись частью приданного. Невеста, приходя в дом жениха, новым родственникам дарила подарки. Молодые девушки шили кисеты из бархата или шелка, используя различные способы переплетения нитей. При заполнении плоскости вышивки применяются разнообразные сочетания различных швов, золотых и серебряных нитей. Эти ритмы чередования коротких и длинных штрихов, сочетание крупных и мелких площадок самой разнообразной формы даже при строгом подчинении их общему контуру, разнообразят фактуру золотого шитья, выявляя ее благородство, повышая игру светотени.
Маски
Особое значение в обрядово-культовой жизни на Кавказе имел козел, культ которого был связан с земледелием. В театрализованных представлениях во время календарных праздников и свадеб разыгрывалась смерть и возрождение бога плодородия. Со временем этого персонажа сменил человек в маске «козла» или кукла. Маски из черного или бурого войлока, как правило, изготавливали девушки либо молодые женщины специально для каждого торжества.
7291-51. Маска. КЧАО. Пер. пол. XX века. Карачаевцы.
7291-51. Маска. КЧАО. Пер. пол. XX века. Карачаевцы.
Предание об изобретении шыкIэпщынэ – скрипки у черкесов
Жили два существа. Один назывался Иблис-дьявол, а другой Бегъымбар-ангел. Бегамбар сделал себе пшина, играл сам, но народу не показывал, потому что он боялся, что, если народ узнает о пшине, то будет играть и забудет молиться и народ испортится. Однажды, когда Бегамбар играл, Иблис зашел к нему и, хотя Бегамбар спрятал пшину, но Иблис увидел кусок дерева. Иблис говорил, что бога нет и боролся с Бегамбаром, который хотел, чтобы люди верили в бога. Иблис сделал пшину, но без дырок, и она играла плохо. Тогда пришел к Бегамбару и говорит, что он себе сделал пшину. Но звук у нее лучше. Тогда Бегамбар сказал: «Ты, верно, сделал ее тоньше и с дыркой и поэтому хороший звук». Так Иблис хитростью узнал о том, что надо делать дырку. Сделал ее и стал играть на настоящей пшине народу, убеждая на ней играть, а не молиться. Так распространялась шыкIэпщынэ.