Купить билет

Общий объем собрания отдела по народам составляет свыше 18 200 ед .хр. Собрание по прибалтийско-финским народам содержит различные по объему, времени изготовления, бытования и поступления коллекции по этнографии всех 9 прибалтийско-финских народов и их локальных групп Северо-Запада России, Финляндии, Прибалтики и Скандинавии: финнов–суоми, саамов Кольского п-ова, Финляндии, Норвегии, карелов Карелии, тверских и тихвинских карелов (Тверская и Ленинградская обл.), эстонцев (Эстония и Ленинградская обл.), ингерманландских финнов, вепсов, ижоры, води (Ленинградской обл.), сету (Эстония, Псковская обл.)ливов (Латвия). В целом собрание дает полное представление о традиционных занятиях, ремеслах, народном костюме, музыкальных инструментах, современном состоянии народной культуры и промыслов перечисленных народов.

Коллекции по балтским народам характеризуют традиционную и современную культуру большинства историко-этнографических зон латышей и литовцев с первой половины XIX века до 2020-х гг. Это единственное в России пополняемое собрание памятников балтстких народов, в котором преобладают предметы современного народного искусства и обрядовой культуры, отражающие явления современной этнической идентичности.

Фонд по этнографии германских народов включает коллекции, отражающие ныне утраченную культуру шведов эстонских островов, так называемых «островных» и «прибрежных» шведов Эстонии (около 400 памятников), немцев Северо-Запада, Поволжья и Кавказа, норвежцев. Полноценное шведское собрание этнографических памятников освещает все стороны традиционной культуры.

Первые собиратели, первая коллекция

Основа коллекционного собрания Этнографического отдела Русского музея (ЭО) по этнографии прибалтийско-финских, балтских и германских народов была заложена в 1900–1914 годах. Более ранний пласт поступлений составляют коллекции Всероссийской этнографической выставки 1867 года (Музея народов СССР, Москва). Среди собирателей прибалтийско-финского фонда музея следует отметить таких известных ученых, как Н.Н. Харузин, Е.А. Ляцкий (вепсы, сету) и Н.М. Могилянский (финны), работавших хранителями Этнографического отдела, а также основоположника старой школы финноугроведения, профессора университета Хельсинки У.Т. Сирелиуса. В числе создателей фонда на первом этапе были не только ученые, но и государственные деятели: губернатор Финдяндии Н.В. Адлерберг, вице-консул России в Норвегии О.О. Визель. Корреспондентами ЭО на протяжении длительного времени были известный архитектор, преподаватель училища А. Штиглица, уроженец о-ва Сааремаа И.А. Гальнбек (эстонцы), студенты Д.Т. Янович (карелы) и С.И. Сергель (саамы Финляндии и Норвегии), учителя А.В. Лескова, А.А. Киселев и А.А. Баталин (вепсы), художники И.Я. Билибин (карелы) и В.В. Плотников (карелы, саамы). Интерес представляют и коллекции таких маститых коллекционеров, как А.М. Раевская (ижоры), В.П. Шнейдер (ижоры), Н.Н. Привалов (карелы, финны, ижоры, вепсы и др.), Ф.М. Плюшкин (эстонцы, сету, латыши).

Собирателями балтского фонда являлись сановные устроители выставки 1867 года князья В.А. Черкасский и И. Гедройц, известный музеолог, граф Е.П. Тышкевич, представители местного литовского дворянства В.Г. Исаев, Н.К. Крамер, а также граф О. Медем и Н.В. Лилье, занимавшиеся сбором памятников по этнографии латышей.

История комплектования балтского фонда имеет отличную от прибалтийско-финского периодизацию. Первый период – 1900–1912 годы – связан с активной собирательской работой в Литве сотрудника ЭО, известного специалиста по белорусской этнографии Александра Казимировича Сержпутовского и корреспондента ЭО, приват-доцента Санкт-Петербургского университета, основателя литуанистики, известного фольклориста Эдуарда Александровича Вольтера; в Латвии –  художника Рихарда Зариньша,  коллекционеров М.Е. Свердлова и Ф.М. Плюшкина. Приобретенные ими значительные по содержанию и объему коллекции создали базовую основу фонда по этнографии литовцев  латышей, а также сету.


Особенности и концепции собирательской деятельности по историческим периодам: начальный этап, 1920–1950, 1950–1980, 1980–2000 годы

Основы этнорегиональных направлений собирательской деятельности были заложены изначально. В числе первых их сформулировал Э.А. Вольтер, предложив «территориальный» подход к изучению литовской этнографии, согласно которому  им была разработана  программа последовательного исследования историко-этнографических областей Литвы. Используя её, Вольтер добился определенных результатов: его сборы существенно дополнили, в первую очередь предметами одежды, деревянной религиозной скульптурой и обрядовыми атрибутами, коллекцию, ранее собранную А.К. Сержпутовским.

После 1912 года новых поступлений по этнографии литовцев и латышей в музее не фиксировалось вплоть до 1940-х годов, так как  в то время советские специалисты не могли продолжать  систематическую собирательскую работу в независимых республиках Прибалтики.

В 1920–1930-х годах музей сосредоточил внимание на комплектовании фонда по этнографии прибалтийско-финских народов Северо-Запада России. Этот период был временем активной экспедиционной деятельности сотрудников подотдела финской этнографии во главе с известным антропологом и этнографом, профессором Д.А. Золотаревым, который был инициатором идеи стационарных комплексных экспедиций и руководителем таких известных из них, как Северо-Западная этнологическая (1920–1923), Верхне-Волжская этнологическая (1921–1925), Лапландская Лопарская (1928–1930), Карельская этнографическая (1926–1928). В ходе этих экспедиций, признанных самостоятельными «полевыми институтами», по заранее составленным программам были собраны уникальные коллекции вещественных памятников (около 4000 предметов) по традиционной и современной культуре прибалтийско-финских народов региона. Впервые в них вошли разнообразные вещевые и фотоматериалы по антропологии, фольклору и этнографии карел, вепсов, ижор, води, ингерманландских финнов, саамов. В последующее десятилетие финская тематика оказалась под запретом, а успешно начатое изучение культуры прибалтийско-финского населения практически прекратилось.

Целенаправленное возобновление экспедиционно-собирательской работы среди финно-угорского населения Северо-Запада пришлось на середину 1970-х годов и было направлено на заполнение тематических и хронологических лакун в собрании музея. Активная ежегодная полевая работа осуществлялась среди саамов, вепсов, ижоры (Т.Т. Денисова, Д.А. Горб, З.Б. Предтеченская), а с 1980-х годов и в последующие десятилетия – карельского населения Калининской/Тверской и Ленинградской областей (О.М. Фишман), эстонцев (Д.А. Горб, З.Б. Предтеченская, М.Л. Засецкая), сету (М.Л. Засецкая, О.В. Калинина), ижоры и ингерманландских финнов (А.Ю. Заднепровская, Н.Н. Русанова, М.А. Докучаева), вепсов (Л.В. Королькова), саамов (А.А. Заньковская, О.В. Калинина). Результатом экспедиционной работы 1990–2000-х годов, в том числе стационарной  в Санкт-Петербурге, было поступление в фонды музея новых вещевых памятников в количестве свыше 1000 номеров. Заново были сформированы коллекции по этнографии тихвинских карел и эстонцев Санкт-Петербургской губернии, ливов, прибалтийских немцев, культура которых ранее не была отражена в музейном собрании.

Собирательская работа в Эстонии, Латвии и Литве возобновилась в 1950-х годах и была подчинена общемузейным задачам, связанным с экспозиционно-выставочной деятельностью – подготовкой обобщенных экспозиций по современности «Современное искусство народов СССР» и «Новое и традиционное в жилище и одежде». С 1970-х годов комплектование фонда определялось необходимостью восполнения тематических лакун по традиционной народной культуре эстонцев, литовцев и латышей XIX – начала XX века, что было связано с подготовкой постоянной экспозиции «Народы Прибалтики. Конец XIX – начало XX века» (1972). Активную экспедиционно-собирательскую работу вели сотрудники отдела: Т.Т. Денисова и О.М. Фишман – в Латвии, Д.А. Горб – в Литве. Продолжалось комплектование фонда предметами современного народного искусства, которые приобретались на выставках и ярмарках народных ремесел и культуры. Экспонаты, поступившие в музей с конца 1970-х годов по настоящее время, отражают различные этапы в развитии народного искусства, включая появление новых видов ремесел, изготовление историко-этнографических реконструкций и копий костюмов, бытовых предметов в качестве этнических брендов.  За этот период музейные коллекции  пополнились предметами по этнографии и современному искусству латышей (О.М. Фишман, В.А. Галиопа) и литовцев (Д.А. Горб, В.А. Галиопа).

Научная ценность коллекции и шедевры собрания

Значительную, а порой уникальную ценность имеют полные комплекты свадебной одежды вепсов и ижоры конца XVII–XIX веков; праздничные комплексы одежды ингерманландских и выборгских финнов, води, саамов Финляндии, Норвегии и Кольского полуострова; предметы, связанные с родильной, свадебной и поминальной обрядностями саамов, финнов, карел, эстонцев, вепсов, ижоры; струнные и духовые инструменты (финнов, карел, ижоры, вепсов). Собрание ювелирных украшений из серебра и металла, изготовленных сету, является самым крупным в РФ, кроме того, оно включает образцы XVI века.

Российский этнографический музей – единственный среди музеев страны, располагающий датированными концом XVIII – началом XIX века свадебными длинноворсовыми и килимными коврами финнов и эстонцев.

В числе уникальных в музейном фонде РФ являются коллекции литовской религиозной деревянной скульптуры (более 50 экспонатов); керамических тарелок известного латышского народного гончара-экспериментатора Екапса Дранды (18 предметов); редких комплексов мужской и женской праздничной одежды литовцев и латышей первой трети XIX века, собранных в различных этнографических областях; женских ювелирных украшений XVIII века из серебра и латуни (латыши); народных музыкальных инструментов; мебели и предметов домашнего и хозяйственного обихода. Следует выделить цельный комплекс костюмов и деревянных масок персонажей литовской Масленицы 1980-х годов, в числе которых работы известных литовских деревенских ремесленников и признанных народных мастеров.

Основные опубликованные каталоги коллекций, каталоги выставок, альбомы и т.д.

  • Быт и культура российских немцев в музеях Санкт-Петербурга: Свод. каталог / Сост. Т.А. Шрадер; отв. ред. А.С. Мыльников, Т.А. Шрадер; МАЭ им. Петра Великого РАН (Кунсткамера), РЭМ, Гос. музей истории Санкт-Петербурга. – СПб.: Наука, 2003. – 144 с.: ил.
  • Hakamies, P. Fishman, O. Unelma uudesta Karjalasta: Neuvosto-Karjala valokuvissa 1920-ja 1930-luvulla / Фишман О.М., П. Хакамиес. Мечта о новой Карелии. Советская Карелия в фотографиях 1920–1930-х годов (на фин. и рус. яз.): Фотоальбом. – Helsinki; Pietari: SKS, 2006. – 116 с.
  • «Старая Литва»: выставка в национальном музее Литвы. Сер. Литуанистика в зарубежных хранилищах / Науч. ред., авт.-сост.О.М. Фишман. – СПб.; Вильнюс, 2009. – 307 с. ил. (на лит. и рус. яз.).
  • Ивановская Н.И., Чувьюров А.А. Сергей Иванович Сергель: этнограф и путешественник.  – СПб.: Славия, 2011. – 179 с.
  • Королькова Л.В. Вепсы: фотографии и рукописи из собрания Российского этнографического музея. – СПб.: Инкери, 2015. – 235 с.
  • Королькова Л.В. Традиционная одежда вепсов. – СПб.: Инкери, 2015. – 48 c.; ил.
  • Королькова Л.В. Традиционная вышивка вепсов, води и ижоры. – СПб.: Инкери, 2015. – 39 с.
  • Королькова Л.В. Традиционное жилище вепсов, води и ижоры. – СПб.: Инкери, 2015. – 39 с.
  • Королькова Л.В. Традиционная одежда вепсов. – СПб.: Инкери, 2015. – 48 с.
  • Королькова Л.В. Традиционные изделия из лоскута народов Ленинградской области. – СПб.: Инкери, 2015. – 48 с.
  • Королькова Л.В. Традиционная вышивка вепсов, води и ижоры. СПб.: Инкери, 2015. – 48 с.
  • Королькова Л.В. Традиционная оятская керамика: свистулька и посуда. – СПб.: Инкери, 2016. – 48 с.
  • Королькова Л.В. Традиционная оятская игрушка. – СПб.: Инкери, 2016. – 48 с. В соавторстве с Л.А. Ивановой.
  • Королькова Л.В. Традиционная роспись по дереву. –  СПб.: Инкери, 2016. – 48 с.
  • Королькова Л.В. Традиционная вышивка народов Ленинградской области. – СПб.:  Инкери,  2016. – 222 с.
  • Финно-угорский мир в фотографиях и документах: научное наследие Л.Л. Капицы / Авт.-сост.: Н.И. Ивановская, А.А. Чувьюров. – СПб.: Лик, 2017. – 137 с.
  • Ивановская Н.И. Народная архитектура прибалтийско-финского населения Северо-Запада России в чертежах и рисунках: научное наследие Р.М. Габе. – СПб.: Гйоль, 2019. – 176 с. ил.
  • Rahvas – see tähendab inimesi. Soomeugrilased ja samojeedid vanadel etnograafilistel fotodel. Народ – это значит люди. Финно-угры и самодийцы на старых этнографических фотографиях. Peoples are Made of People. Finno-Ugrians and Samoyeds in old ethnographic photographs / Koostaja /  Авт.-сост. Indrek Jääts, Olga Fišman, Karina Solovjova, Olga Mišurinskaja, Olga Kalinina  – Tartu: ERM, 2020. – ISBN 978-9949-548-81-1– 267 lk.

 

Обращаем ваш внимание, что в последнее время участились случаи мошенничества, совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Обращаем ваше внимание, что билеты в Российский этнографический музей в сети Интернет можно приобрести только через официальный сайт музея www.ethnomuseum.ru . Просим вас быть очень внимательными, чтобы не стать жертвами мошенников.

Режим работы Музея в праздничные дни:
01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.


Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.