Купить билет
сотрудник
Соловьева Карина Юрьевна

заведующая отделом, хранитель, заслуженный работник культуры Российской Федерации

Сотрудники отдела:

Баранова Наталья Александровна Научный сотрудник первой  категории
Белогубцев Александр Владимирович Научный сотрудник высшей категории
Бокова Александра Григорьевна Художник-фотограф высшей категории
Кононова Елена Федоровна Научный сотрудник ведущей категории, хранитель
Костюк Вера Александровна Художник-реставратор
Любимова Анна Андреевна Художник-фотограф первой категории
Смирнова Юлия Сергеевна Научный сотрудник первой  категории

История отдела

Отдел фотографии был создан в 2005 году после объединения в единое структурное подразделение фототеки и негативотеки музея.

История отдела неразрывно связана с историей музея, среди первых коллекций которого были и фотографии. Вплоть до 1911 года все поступающие фотоколлекции (негативы и отпечатки) регистрировались, как и вещевые, сотрудниками Этнографического отдела, но хранились в библиотеке.

В 1912 году было создано специализированное хранилище – фототека. Для более 8 тысяч негативов и 11 тысяч отпечатков рядом с библиотекой выделили два помещения. Это была чрезвычайно передовая для своего времени идея: изолированное хранение фотографий как музейных предметов по материалам и расположению. Для негативов сразу же были изготовлены специальные шкафы с небольшими ячейками для вертикального размещения, для отпечатков - горизонтального, что в настоящее время является общемировым принятым стандартом для их хранения. История фототеки на протяжении 46 лет связана с именем А.Н. Бок, её первым хранителем, заложившей систематизацию обширного фотографического собрания: прежде всего, по народам и регионам, типам памятников.

В 1913 году начала свою работу фотомастерская Этнографического отдела, где снимки печатались с привезенных из экспедиций негативов, по заказу для изданий или делались копии негативов с фотографий, поступавших для пополнения собрания из коллекций других музеев (см., например, историю собрания В.К. Арсеньева). Традиция печатать фотографии с негативов в своей мастерской сохранилась в музее вплоть до начала 1990-х годов, когда фотолаборатория была расформирована.

А.Н. Бок положила начало каталогизации фотографий по истории поступления, собирателям и народам, впоследствии эта работа была продолжена В.К. Таут, работавшей в фототеке с 1959 по 1990 годы. Продолжается она и в настоящее время как хранителями К.Ю. Соловьевой и Е.Ф. Кононовой, так и научными сотрудниками отдела – Ю.С. Смирновой, А.В. Белогубцевым, Н.А. Барановой.

Фотографический фонд музея с самого начала своего существования был активно востребован в научной, экспозиционной и выставочной работах. Масштабность (180 тысяч негативов и фотоотпечатков), многогранность и уникальность собрания в начале ХХI века  потребовали нового комплексного подхода в контексте развивавшихся цифровых технологий.

В 2004 году дирекцией музея был утвержден долгосрочный план развития фототеки и негативотеки, предусматривающий улучшение материально-технического оснащения (покупка компьютеров, специального оборудования для сканирования и хранения цифровых изображений), каталогизацию (электронное архивирование коллекций), разработку концепции новых хранилищ, создание Отдела фотографии.

В течение 2004-2005 гг. под руководством К.Ю. Соловьевой была создана база данных «ФОТО», в основу которой положены разработанная система описания и атрибуции позитивов и негативов на уровне коллекции и на уровне памятника. Это позволило максимально оптимизировать рабочий процесс: стал доступен автоматический поиск по местам хранения, по народам, истории и характеру поступлений, авторам (собирателям и фотографам), территория, включая губернии, уезды, области, районы и т.д.

Одновременно в 2005 году была начата огромная работа по систематическому сканированию фотографий и формирование электронного депозитария для хранения цифровых фотографий в форматах tiff и jpeg. В настоящее время силами сотрудников проведена оцифровка более 80% всего фонда.

В 2004-2008 годах был сделан ремонт и проведена полная реконструкция с закупкой специализированного оборудования для хранения негативов и фотографий. Музей одним из первых в России, оснастивший хранилища в соответствии с принятыми для фотографий стандартами.

В 2009 году отдел подготовил и представил проект «Оптимизация  инновационных технологий  в развитии фотоархива РЭМ» на международном фестивале «ИНТЕРМУЗЕЙ 2009» и был награждён специальным призом жюри «За инновации в сохранении и представлении фондовых коллекций».

В 2018 г. электронная база данных «ФОТО» стала модулем «ФОТОКОЛЛЕКЦИИ» общемузейной системы РЭМ-КАМИС и все данные из нее были успешно конвертированы. Уже в рамках ЭБД сотрудники отдела продолжили усовершенствование работы модуля, подготовив предложения по структуре описания фотоколлекций и фотопамятников, корректировке и дополнению различных словарей, автоматизации ввода однотипных параметров, учету выдачи цифровых изображений, которые были успешно реализованы.

С 2004 года началась активная популяризация фотоколлекций музея в контексте специализированных проектов. Оригинальные фотографии неоднократно экспонировались на многих выставочных площадках Москвы (Мультимедиа Артмузей, Музей Востока), Санкт-Петербурга (РОСФОТО, ГРМ), в Германии, Нидерландах, Швейцарии.

В 2008 году была начата работа по созданию выставок («Евреи царской России», «Семья в культуре народов Евразии», «Взгляд на Восток», «Русские красавицы») в виде цифровых копий с фотографий, оформленных в паспарту, которые  успешно демонстрировались в различных музеях Российской Федерации, странах СНГ, Израиле, Испании, Франции, Вьетнаме, США, Уругвае.

В 2010 году отдел фотографии обрел свою современную структуру: было подготовлено и оснащено необходимым оборудованием специальное помещение для фотолаборатории и лаборатории по консервации фотографий, введены в штат должность фотографа и художника-реставратора. Началась востребованная и трудоемкая работа по оцифровке предметных коллекций музея и превентивной консервации фотографий.

В 2011 году Соловьевой К.Ю. при участии сотрудников отдела была разработана и проведена первая специализированная стажировка «Фотография как музейный предмет», востребованная на протяжении 2011- 2016 годов.  В 2022 году стажировка  возобновлена на основе  новой программы, соответствующей современным и актуальным направлениям работы отдела.

С 2011 года возродилась традиция полевой съёмки при участии профессионального фотографа: О.В. Волкова (Ганичева) приняла участие в нескольких экспедициях, материалы которых поступили в фонд музея и были использованы в различных изданиях. В настоящее время О.В. Волковой и А.А. Любимовой, фотографами отдела, ведется большая работа по оцифровке экспонатов из различных фондов музея, съемка для издательских, выставочных проектов и репортажная съемка.

Превентивной консервацией с 2021 года занимается художник-реставратор В.А. Костюк (с 2010 по 2020 год на этом направлении работала М.Ю. Галахова). За время существования архива (120 лет) впервые было изготовлено из бескислотных материалов и заменено первичное оборудование, осуществлена превентивная консервация для более 500 коллекций (1/6 фонда музея) и начата работа по идентификации фотографий XIX  - начала ХХ веков.

С 2020 года все сотрудники отдела активно работают над атрибуцией и готовят к публикации тематические онлайн-альбомы как в рамках исследовательской тематики, так и актуальной проблематики цифровых общемузейных проектов.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ОТДЕЛА:

  • Учетно-хранительская: ведение электронного каталога негативов и фотоотпечатков, работа по систематизации цифровых изображений фотографий как страховых копий в депозитарии;  обеспечение сохранности - оцифровка (сканирование и съёмка), превентивная консервация и реставрация фотографий
  • Научно-исследовательская: изучение, атрибуция и каталогизация фотографий XIX – XXI веков, создание электронных каталогов и  подготовка к публикациям онлайн; участие в работе конференций и написание статей (ведущие темы -  история фотографии, визуальная антропологии, музееведение).
  • Аналоговая и цифровая съемка, обработка и подготовка к печати цифровых изображений.
  • Выставочная работа: подготовка планшетных цифровых выставок, участие в общемузейных проектах
  • Методическая работа: проведение специализированных стажировок, чтение лекций для специалистов на общемузейных стажировках; консультирование сотрудников музея и по запросам пользователей.
  • Культурно-образовательная: репортажная фотосъёмка, чтение тематических лекций.

Исследовательские проекты

Сотрудники отдела постоянно занимаются изучением, атрибуцией и идентификацией фотографий XIX – первой трети XX веков в рамках общемузейных и индивидуальных (тематических) проектов, среди которых можно выделить следующие:


Атрибуция музейного памятника: классификация, терминология, методика. СПб., 1999.

Система научного описания музейного предмета: классификация, методика, терминология: Справочник. СПб., 2003. (в  составе авторского коллектива - Е.Ф. Кононова).

Проект «Возвращенные мгновения. Образы еврейского народа в светописи Российской империи. Из коллекций Российского этнографического музея» по созданию первого в истории музея онлайн каталога фотоколлекций по еврейской культуре (победитель Второго конкурса музейно-выставочных грантов Российского еврейского конгресса на развитие проектов в области еврейской культуры).

Образы Империи. Фотография на Всероссийской этнографической выставке 1867 года.: альбом/ автор и составитель: К.Ю. Соловьева. - Санкт-Петербург: А-Я, 2022. 288 с., илл.

 «…Можете рассчитывать на меня»: научное наследие В.К. Арсеньева в собрании Российского этнографического музея». 2022.

«Арктика – земля обитаемая». 2022.

Серия онлайн альбомов «Историческая фотография» (опубликовано 14 альбомов), «СССР в фотографиях» (опубликовано 23 альбома).

Подготовка материалов для публикации онлайн фотоколлекций, отражающих экспедиционную работу за период 1950-х годов до настоящего времени.

Индивидуальные темы:

К.Ю. Соловьева: с 2004 года «История фотоколлекций по финно-угорским народам Сибири», с 2007 года  - «Фотографии на Этнографической выставке 1867 года», с 2008 года - «Этнографическая фотография в русской светописи».

Е.Ф. Кононова: с 2008 г. – «История экспедиции Ан-ского», с 2011 года – «Фотоколлекции о еврейских автономиях СССР в 1920-1930-е годы». 

Ю.С. Смирнова: с 2016 года – «Изучение истории формирования фонда советской пресс-фотографии».

А.В. Белогубцев: с 2019 года  – «История дореволюционной военной фотографии».

В.А. Костюк: с 2021 года – «Идентификация фотографических процессов XIX века».

Издательские проекты
«ОБИтатели. Образы Югры в ранней русской фотографии». Санкт-Петербург – Сургут. 2004. 72 с.

На  грани миров. Шаманизм народов Сибири (из собрания Российского этнографического музея): Альбом. –М.: Художник и книга, 2006. –  296 с. / Под редакцией В.М. Грусмана (на русском и английском языках). (Соловьева К.Ю. в соавторстве с Т.Ю. Сем, В.В. Горбачевой)

Славяне Европы и народы России. К 140-летию первой Этнографической выставки 1867 года. Санкт-Петербург, 2008.

COLLECTION CHABELKAYA. UNE RUSSIE FIN DE SIECLE: PORTRAITS DE FEMMES EN COSTUME TRADIONNEL. Editions de La Mrtiniere, Российский этнографический музей, Fondation PIERRE BERGE IVES SAINT LAURENT. Imprint in France. 2010. 127 p.

Russia’s Unknown Orient: Orientalist Painting 1850-1920. Edited by Patty Wageman and Inessa Koutinikona with contribution by Olga Atrochchenko, Irina Bagdmanin, Valdimir Bulatov, Inessa Kouteinokova, David Schimmelpenninck van der Oye anf Karina Solovyeva. Groningen: Groningen Museum/ Rotterdam: Nai Publishers, 2010. 204pp. ISBN-10-9056627627

Valentina V.Corbacheva, Karina Yu. Solovyeva. ŠAMANIZEM LͿUDSTEV SIBIRIJE//SHAMANISM OF THE PEOPLES OF SIBERIA. Vodnik po razstavi//Exhibition guide// Ljubljana 2019., 80 s.

Rahvas – see tähendab inimesi. Soomeugrilased ja samojeedid vanadel etnograafilistel fotodel. Народ – это значит люди. Финно-угры и самодийцы на старых этнографических фотографиях. Peoples are Made of People. Finno-Ugrians and Samoyeds in old ethnographic photographs / Koostaja /  Авт.-сост. Indrek Jääts, Olga Fišman, Karina Solovjova, Olga Mišurinskaja, Olga Kalinina  – Tartu: ERM, 2020. – ISBN 978-9949-548-81-1– 267 lk.

Las otras Fronteras FotograFiando eL «Far east». Fotografiando el Far East. Joan Gregori Berenguer. Diputación de Valencia. Español. 2015. 208 p. ISBN 9788477957379.
 
Северная Монголия в объективе экспедиции Д.Э. Ухтомского: каталог коллекций Российского этнографического музея. Сер. «Монголия и монголы» / Гл.ред. С. Чулуун; авт.: М.В. Федорова, К.Ю. Соловьева. – Улан-Батор: «Soyombo printing» LLС, 2020 – 296 с.

Образы Империи. Фотография на Всероссийской этнографической выставке 1867 года.: альбом/ автор и составитель: К.Ю. Соловьева. - Санкт-Петербург: А-Я, 2022. 288 с., илл.

Проект «Разная земля»:

В поисках Беловодья. СПб.: Славия, 2010.

В ритме кочевий.  СПб.: Славия, 2011.

Две Югры. СПб.: Славия, 2014.

Земля Шпицбергена. СПб.: Славия, 2016.

Экспозиционно-выставочные проекты:

2004 год

«ОБИтатели. Образы Югры в ранней русской фотографии» (Сургусткимй художественный музей, Сургут. Соловьева К.Ю.).
 
2005 год

«Шаманы Сибири – проводники душ (г. Анкоридж, США,  Соловьева К.Ю. в соавторстве с В.В. Горбачевой и Т.Ю. Сем)

2006 год

«Образы Империи. Жизнь в дореволюционной России в фотографиях» (г. Карлсруэ, ФРГ, мужмузейный проект, Соловьева К.Ю.)

 2007 год

 «Славяне  Европы и народы России. К 140-летию Первой этнографической выставки 1867 г. (г.Санкт-Петербург, РЭМ, Соловьева К.Ю.  в составе бригады)

 2008 год

«Возвращенные мгновения. Евреи Царской России. Фотографии XIX – начала ХХ века из собрания РЭМ» (Иерусалим, Израиль, Соловьева К.Ю., Якерсон С.М.).

«Шаманы Сибири. Маги. Посредники. Лекари»  (г. Штутгарт, ФРГ, Линден музей, Соловьева К.Ю.  в соавторстве с В.В. Горбачевой)

«Две Двины. Люди и время. Фотографии XIX – начала ХХ века из собрания РЭМ» (Соловьева К.Ю. в составе бригады).

 2009 год

«Возвращенные мгновения. Евреи Царской России. Фотографии XIX – начала ХХ века из собрания РЭМ» (Гродековский музей, Хабаровск, РФ, Соловьева К.Ю.).

«Контакты и импульсы. Петербург и финская наука» (Хельсинки, Иматра, Лааперанта, Финляндия, Соловьева К.Ю. в составе бригады).

 2010 год

«Путешествие в другие миры: шаманизм народов Сибири» (г. Санкт-Перербург, РЭМ, совместно с Музеем им. Линдена, г. Штутгарт, ФРГ, Соловьева К.Ю.  в соавторстве с В.В. Горбачевой)

«Граждане и этносы России. Прообразы избирателей. Фотографии XIX – начала ХХ века из собрания РЭМ» (ЦИК, Москва, Соловьева К.Ю. совместно. с Д.А. Барановым).

«Санкт-Петербург и многонациональная Россия. Фотографии начала ХХ века из собрания РЭМ» (г. Барселона, Испания).

«Вильям Каррик. Картины русской жизни» (Соловьева К.Ю. совм. с РОСФОТО, Санкт-Петербург).

«Возвращенные мгновения. Евреи Царской России» (Национальный исторический музей, Минск, Республика Беларусь; Соловьева К.Ю., Кононова Е.Ф.)

«Неизвестный Русский восток: ориентализм 1850 -1920 гг.» (Гронинген, Нидерланды, межмузейный проект, К.Ю. Соловьева в соавторстве)

 2011 год

«Шаманы – люди, связующие небеса и землю» (Национальный этнографический музей Кореи совместно с РЭМ, МАЭ, г. Сеул. Южная Корея; Соловьева К.Ю. в составе бригады)

«Мир финно-угров. От Балтики до Сибири. Выставка фотографий из собрания РЭМ» (Таллин, Эстония – сотрудники отдела).

I фотобиеннале в Русском музее (ГРМ, Санкт-Петербург; Соловьева К.Ю.)

 2012 год

«Евреи Царской России. Фотографии XIX века из собрания РЭМ» (Нью-Йорк, Миннесота, США; Соловьева К.Ю. в составе бригады)

 2013 год

«Жившие люди, жившие дела. Фотографии С.И. Руденко 1909-1910 гг.» (Казым, ХМАО, куратор – Соловьева К.Ю.)

«На грани миров: шаманизм народов Сибири» (г. Валенсия, Испания, Соловьева К.Ю. в соавторстве с В.В. Горбачевой)

 «Фотографируя Дальний Восток. Фотографии  начала ХХ века из собрания РЭМ» (г. Валенсия, Испания, Соловьева К.Ю. соавторстве с Э. Дево, директором Центра Леви-Строса).

«Русские красавицы» (Музей Хо Ши Мина, Ханой, Вьетнам, Соловьева К.Ю. совместно с Е.Л. Мадлевской)

 2014 год

«Красота вне времени. Музей старины Натальи Шабельской» (Сургутский художественный музей, Сургут, РФ; Соловьева К.Ю. совместно с Е.Л. Мадлевской)

 2016 год

«Семья в культуре Евразии. ХХ век» (Бишкек, Киргизия; Ашхабад, Таджикистан; Ереван, Армения; Минск, Республика Беларусь – сотрудники отдела).

«Русские красавицы» (Этнографический музей, Белград, Сербия; Соловьева К.Ю. совместно с Е.Л. Мадлевской).

«Дети Росси. Взгляд сквозь столетие. Фотографии из собрания РЭМ» (Этнографический музей, Белград, Сербия; Соловьева К.Ю. совместно с Е.В. Колчиной)

«Другие границы. Фотографируя Далекий Восток. Фотографии  начала ХХ века из собрания РЭМ» (г Монтевидео, Уругвай; Соловьева К.Ю. соавторстве с Э. Дево, директором Центра Леви-Строса).

 «Арктика – земля обитаемая» (г. Санкт-Петербург, РЭМ. Соловьева К.Ю.  в составе бригады)

 2017 год

«Светопись Дмитрия Ермакова. Работы тифлисского фотографа конца XIX – начала XX века» (совм. с РОСФОТО, Музей Востока, Москва, Соловьева К.Ю. в составе бригады)

 2018 год

«В поисках Беловодья. Староверы Алтая» (Париж, Франция, Соловьева К.Ю. , Волкова О.В. совместно с Д.А. Барановым)

 2019 год

 «Шаманизм народов Сибири» (г. Любляна, Словения. Словенский этнографический музей, Соловьева К.Ю. в соавторстве с В.В. Горбачевой)

 2020 год

Народ – это значит люди. Финно-угры и самодийцы на старых этнографических фотографиях. (Этнографический музей, Тарту, Эстония, Соловьева К.Ю.  в оставе бригады)

 2021-2022 года

«Территория Урги. Монголия глазами русских исследователей конца XIX – начала XX века» (Санкт-Петербург, РЭМ; Соловьева К.Ю. в соавторстве с М.В. Федоровой)

 2022 год

«Собрание русской старины Наталья Леонидовны Шабельской» (в соавторстве с Е.Л. Мадлевской).

Образы Империи. Фотография на Всероссийской этнографической выставке 1867 года (совм. с РОСФОТО, Санкт-Петербург, куратор - Соловьева К.Ю.).

Режим работы Музея в праздничные дни

11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.