Купить билет

Собиратели

Предтеченская Зинаида Борисовна

Предтеченская Зинаида Борисовна

РЭМ ИМ 9-229. Зинаида Борисовна Предтеченская. 1970-е гг.

Авторы: М.Л. Засецкая, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии Северо-Запада России и Прибалтики; Н.М. Калашникова, заведующая отделом этнографии Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы, доктор культурологии.

Предтеченская Зинаида Борисовна – историк, фольклорист, этнограф, специалист по традиционной культуре восточных славян, молдаван, эстонцев, научный сотрудник-хранитель Государственного музея этнографии народов СССР (далее – ГМЭ; с 1992 г. – Российский этнографический музей, далее – РЭМ), беспартийная; в 1961 г. была избрана депутатом Дзержинского районного Совета депутатов трудящихся г. Ленинграда. В 1957 г. награждена медалью «В память 250-летия Ленинграда».

Зинаида Борисовна Предтеченская родилась 15 февраля 1923 г. в г. Кагане Узбекской ССР. Её отец – выдающийся деятель советской военной медицины Борис Иванович Предтеченский (1896–1958), участник Гражданской и Советско-финляндской войн, во время Великой Отечественной войны – главный токсиколог Воронежского фронта, начальник санитарно-химической защиты ВМА им. С.М. Кирова; в послевоенные годы – полковник медицинской службы, зав. кафедрой токсикологии Военно-Медицинской Академии им. А.М. Кирова. В настоящее время скульптурный портрет Б.И. Предтеченского, выполненный по заказу Министерства обороны СССР, можно увидеть на экспозиции и на сайте Военно-медицинского музея в Санкт-Петербурге.

Именно под влиянием личности отца и его духовно-нравственных ценностей сформировался характер Зинаиды Борисовны. Отец всегда был для неё образцом и примером для подражания. Её мать Мария Петровна Предтеченская умерла молодой, когда дочери исполнилось всего три года. Дружеские отношения связывали Зинаиду Борисовну с единокровными братьями – Марком (1930 г.р.) и Юрием (1940 г.р.).

Семья военного врача часто переезжала из одного города в другой, но, в конце концов, Б.И. Предтеченский был переведен в столицу. В 1930 г. Зинаида  поступила в школу в Москве, которую окончила в июне 1941 г. С началом Великой Отечественной войны отец ушел на фронт, а семья покинула Москву. С августа 1941 по апрель 1943 г. Зинаида Борисовна находилась в эвакуации, сначала в г. Рыбинске Ярославской обл., где училась в Педагогическом техникуме, а затем на ст. Чебаркуль Челябинской обл., где работала учительницей, библиотекарем, счетоводом.

В 1943 г. З.Б. Предтеченская вернулась в Москву и поступила на кафедру этнографии исторического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ). Кроме общих дисциплин по истории, прослушала специальные курсы «Антропология», «История материальной культуры», «История первобытного общества», «Основы археологии», «Основы этнографии», а также специализированные семинарские занятия по таким темам, как «Материальная культура славян», «Эпос восточных славян», «История славянской этнографии» и «Славянский фольклор». В 1948 г. Зинаида Борисовна окончила полный курс МГУ по специальности «История» с присвоением квалификации научного работника в области исторических наук, преподавателя ВУЗа, ВТУЗа и звания учителя средней школы.

Руководитель дипломной работы З.Б. Предтеченской, известный фольклорист, этнограф, доктор исторических наук В. И. Чичеров 30 июня 1949 г. писал: «Она работала под моим руководством в двух специальных семинарах по фольклору и участвовала в двух фольклорных экспедициях (в Загорском и Подольском районах Московской области). Дипломная работа З. Б. Предтеченской “Хороводные игры и песни центральных областей европейской России XIX века” была успешно защищена и получила отличную оценку».


РЭМ ИМ 9-228. З.Б. Предтеченская. 1950-е гг. 

В 1948 г. З. Б. Предтеченская поступила на работу в московское туристско-экскурсионное управление и была назначена экскурсоводом в Государственный Исторический музей (ГИМ), где за короткий срок подготовила три тематические экскурсии и написала методическую разработку по теме «Первобытное общество». В сентябре 1949 г. она переехала в Ленинград, по месту службы отца, и практически сразу по рекомендации В. И. Чичерова была зачислена в штат Государственного музея этнографии народов СССР на должность научного сотрудника отдела этнографии восточных славян (с 1950 г. – отдел Украины, Белоруссии и Молдавии, совр. – Отдел этнографии Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы) с ориентацией на изучение украинского и молдавского этносов. Показательно, что характеризуя свою ученицу, В.И. Чичеров особо отмечал не только её способность чётко организовать экспедиционную работу, но и умение завоевать расположение местного населения, профессионально записать фольклорные тексты. По его мнению, начинающий этнограф-фольклорист был отлично подготовлен для самостоятельной «научно-музейной работы».

В ноябре 1950 г. произошло знаменательное событие в жизни Зинаиды Борисовны: она вышла замуж за Дмитрия Николаевича Марковского (1919 г.р.), сотрудника Специализированных научно-реставрационных технических мастерских Главного управления культуры Ленгорисполкома. Этот союз оказался долговечным, гармоничным и счастливым, но, к сожалению, бездетным. Правда, в молодой семье воспитывалась приемная дочь – племянница Дмитрия Николаевича, Наташа, родители которой погибли во время Великой Отечественной войны.  

Таким образом, начало профессиональной, творческой деятельности и личной жизни Зинаиды Борисовны складывалось весьма благоприятно. В связи с этим закономерно возникает вопрос: почему получивший прекрасное образование, обладающий несомненным творческим потенциалом и свободно владеющий литературной письменной речью исследователь за все тридцать лет работы в музее написала только три небольшие статьи?

Здесь необходимо сделать отступление и пояснить приоритеты и особенности музейной работы в 1950 –1970-е гг. в ГМЭ народов СССР.

В течение первых двух послевоенных десятилетий силы всех служб музея были направлены на разбор, сверку и размещение сотни тысяч экспонатов, вернувшихся из эвакуации, а также на систематизацию, документирование и описание колоссального по объему фонда бывшего Музея народов СССР (Москва), переданного в 1948 г. в ГМЭ. Помимо этого, было выявлено более двух тысяч незарегистрированных памятников народной культуры, поступивших в музей в перв. четв. ХХ в. В принципе, данная беспрецедентная по объему научно-атрибуционная и учетно-хранительская работы были окончательно завершены только в период тотальной инвентаризации музейного фонда в 1977–1979 гг. Забегая вперед, отметим, что перечисленные выше направления музейной деятельности для научного сотрудника-хранителя З.Б. Предтеченской являлись основными на протяжении всей её тридцатилетней службы в музее.

Вторым приоритетным направлением музейной деятельности в период 1950–1970-х гг. была безотлагательная экспедиционно-собирательская деятельность, поскольку уходило поколение носителей народной культуры, рожденных в кон. XIX в., исчезали из бытования традиционные орудия труда, предметы одежды, атрибуты празднично-обрядовой культуры и т.д. Кроме того, в связи с изменением государственных границ СССР и вхождением в состав Советского союза новых республик расширилась география этнографических полевых исследований.

Зинаида Борисовна после первой рекогносцировочной командировки в Киев (1953) часто выезжала в экспедиции в Молдавию для сбора вещевых, фотоиллюстративных и информационных материалов. В период с 1956 по 1968 г. на территории северных, центральных и южных районов Молдавии ею были собраны и зарегистрированы одиннадцать вещевых коллекций и семь фотоколлекций, включающих 482 вещевых памятника, 892 негатива и 459 отпечатков по этнографии молдаван. Среди важных тематических комплексов, приобретенных для музея, особо следует отметить собрание молдавских ковров конца XVIII – начала XX в. (кол. 7297-95, 96, 98), мужские и женские праздничные комплексы одежды конца XIX – середины XX в. (кол. 7070-53-56; 7070-36-38), костюмы персонажей новогодней драмы «Маланка», образцы бытовой (кол. 7070) и художественно-декоративной керамики (г. Унгены, кол. 7070-69-98), предметы домашней утвари и инструментарий ковровщицы и ткачихи, виноградаря и пастуха.

Анализируя фотоколлекции, привезенные З.Б. Предтеченской, следует отметить пристальное внимание этнографа к таким темам, как строительство жилища и связанные с ним обряды (например, «Клака» – помощь жителей села при строительстве дома; кол. 8938.), рабочие моменты жизни села (сушка табака, очистка орехов, мятьё конопли, сбор винограда; кол. 8938), характерные типы молдавских построек (хозяйственные сараи, летние кухни, колодца и др.; кол. 8988), новогоднее представление «Маланка» в с. Клокушна Бричанского р-на МССР в 1968 г. (кол. 9427).

Большую научную ценность представляют также собранные З.Б. Предтеченской полевые материалы, хранящиеся в архиве РЭМ, например: описание свадьбы в с. Подойма Рыбницкого р-на Молдавской ССР; данные о поселениях, жилых и хозяйственных постройках, дополненные планами жилищ и выписками по теме из местных архивов.  

Насущным требованием музейной политики в трет. четв. ХХ в. было строительство новых региональных, общемузейных временных и постоянных экспозиций, демонстрирующих традиционную культуру и преобразования, произошедшие в различных этноконфессиональных общностях в советский период. В частности, одним из важных событий в музее 1950-х гг. была подготовка и открытие выставки «300-летие воссоединения Украины с Россией» (1954).

В соответствии с генеральным планом развития музея в 1960 г. состоялось открытие постоянной экспозиция «Украинцы. Конец XIX – начало ХХ в.», в строительстве которой З.Б. Предтеченская также принимала активное участие. Кроме того, в 1965–1966 гг. Зинаидой Борисовной были подготовлены методические разработки двух экскурсий: по выставке «Народная одежда и предметы быта поляков, чехов, словаков, болгар, сербов, черногорцев, венгров и румын» и по экспозиции «Украинцы».

В определенной мере именно государственная политика в сфере музейной деятельности не позволили целой плеяде молодых ученых, пришедших в музей в 1950-е гг., полностью раскрыть свой творческий потенциал. Их научное наследие нашло отражение в описаниях коллекций, полевых записях и отчетах, выставках и экспозициях, методических пособиях, путеводителях, буклетах и т.п. 

Научные сотрудники ГМЭ. Слева направо: Г.Г. Бабанская З.Б. Предтеченская, Г.И. Бабаянц,
И.И. Баранова, М.А. Браун. 1960-е гг. (Архив отдела Северо-Запада России и Прибалтики.

Что же касается Зинаиды Борисовны, то помимо  объективных причин, возможности ее творческого развития оказались ограничены состоянием здоровья.  В кон. 1960-х гг. у нее было выявлено серьезное сердечно-сосудистое заболевание, грозившее сорокалетней женщине инвалидностью и профнепригодностью. От увольнения Зинаиду Борисовну фактически спасла заведующая отделом Прибалтики Т.Т. Денисова, которая предложила ей перейти в её отдел на должность хранителя, пообещав в помощь лаборанта. Зинаида Борисовна, имеющая огромный опыт работы по учету и хранению экспонатов, согласилась, и очень скоро ей удалось привести фонды недавно образованного отдела (1960 г.) в идеальный порядок. Постепенно состояние её здоровья стабилизировалось, и она начала заниматься эстонской этнографией, изучать особенности истории и культуры народов Балтийского региона. В 1971 г. Зинаида Борисовна приняла участие в экспедиции под руководством Д. А. Горб (зав. отделом Прибалтики с 1972 г.) в Западную Эстонию (Хаапсалуский р-н) и на острова Моонзундского архипелага: Сааремаа, Муху, Хийумаа.

Следует отметить принципиально важный фондообразущий характер данной экспедиции в контексте истории формирования собрания по этнографии народностей Эстонии.

Период с 1902 по 1911 г. ознаменовался появлением в Этнографическом отделе Русского музея (ЭО) уникальных коллекций по культуре эстонцев, балтийских шведов, сето благодаря таким собирателям, как И.А. Гальнбек, А.А. Фомин, Н.Ф. Арепьев, Е.А. Ляцкий, К.К. Романов. Однако в силу доминирующего «кунсткамерного» подхода в нач. ХХ в. для ЭО приобретались в основном редкие архаические памятники народного декоративно-прикладного искусства (костюмы, украшения, празднично-обрядовая утварь), что объясняло наличие в эстонском фонде больших тематических лакун. В связи с этим основной задачей экспедиции 1971 г. было восполнение этих пробелов Обоснованием финансирования и оснащения длительной поездки (август – сентябрь (35 дней), в том числе 15 дней в сопровождении музейного транспорта – автобуса «Кубань») послужило строительство экспозиции «Эстонцы. XIX – начало XX века», завершение и открытие которой было приурочено к 50-летию образования СССР (30 декабря 1972 г.). Еще одной важной задачей, как следует из отчета экспедиционеров, было «установление связей с Министерством культуры ЭССР, Институтом истории АН ЭССР, Центральным историко-этнографическим (совр. Эстонским Национальным музем, далее – ЭНМ) и краеведческими музеями» Эстонии.

Экспедиция была сложной как с точки зрения маршрута (переезды с материка на острова и между островами), так и в плане установления контактов с местным населением из-за языкового барьера. Однако «наличие своей машины в течение 15 дней дало возможность свободно передвигаться между отдаленными хуторами, приобретать крупные этнографические предметы (кузнеца, ткацкий стан, бочки, мялки и пр.) и упростило взаимоотношения с переводчиками. Кроме того, заполненный этнографическими предметами автобус-музей, привлекал жителей, внушал к нам доверие».

В результате Д.А. Горб и З.Б. Предтеченской было привезено из экспедиции 467 предметов, которые были разделены на пять коллекций (.№ 8111, 8112, 8113, 8156, 8157) по территориальному принципу, из них лишь небольшое количество предметов (около 50 номеров) являлись образцами современных художественных ремесел, остальные же  были «связаны с основными занятиями эстонцев – земледелием, животноводством, рыболовством; с домашними ремеслами – обработкой дерева, камня, кузнечеством, обработкой волокна, ткачеством. Приобретены мебель, деревянная утварь, части женской и мужской одежды, шерстяные одеяла, постельные принадлежности. Таким образом, собранный материал охватывает почти все области хозяйственной деятельности и быта эстонских крестьян конца XIX – первой четверти XX в.». К выводу, сделанному в отчете, необходимо добавить, что ценность коллекций, приобретенных в 1971 г., заключается, во-первых, в том, что в фонде ГМЭ появились редкие предметы, характерные для консервативной этнолокальной культуры населения поморян Эстонии, такие как морские сети (кол. 8112-24, 8156-67-70), мережа, невод (кол. 8112- 25, 26;), острога, перемет (кол. 8111-39, 40), флюгер (кол. 8156-46), однолемешное рало(кол. 8111-1, 8112-1, 8156-4), старинные орудия молотьбы – кичиги (кол. 8111-19, 8156-20,21), раздвижная кровать (8112-52), комод (8156-137), свадебные ковер и одеяло (кол. 8111-223; 8112-107). Во-вторых, в музей были привезены целые инструментальные комплексы: бондарный, столярно-плотницкий, токарный (кол. 8111-42-52; 8157-19-36, включая деревянный токарный станок – 8111-48;), камнетесный (кол. 8111-93, 94, 95), а также полное оборудование западноэстонской кузницы из д. Эммувере с инструментарием и образцами изделий (кол. 8111-53-92).

8111-59-61, 63-65,67, 73, 81,83. Кузнечные инструменты. ЭССР, Хаапсалуский р-н, Ридала с/с, д. Эммувере. Кон. XIX – перв. четв. ХХ в. Эстонцы

Впоследствии многие из этих предметов  не раз использовались во время строительства постоянных и временных выставок, включая и ныне действующую экспозицию «Народы Северо-Запада России и Прибалтики XVIII–XX вв.».

Вспоминая о высказанном выше сожалении по поводу отсутствия публикаций у З.Б. Предтеченской, следует отметить её экспедиционный отчет 1971 г., выполненный на высоком профессиональном уровне, который может быть приравнен к полноценной статье, знакомящей с особенностями основных занятий и традиционных домашних ремесел в западной историко-культурной области Эстонии. 

Следующий отчет З.Б. Предтеченской, написанный по итогам командировки в Таллин в 1978 г., лишний раз свидетельствует о её высоком профессионализме, благодаря которому она сумела переквалифицироваться в специалиста по прибалтийско-финской культуре, изучить парадигмы эстонской национальной истории. В этом отношении весьма показателен представленный в отчете анализ материалов по истории становления начального и среднего школьного образования в Эстонии в XIX–XX вв., необходимых для обновления экспозиции в разделе «Духовная культура: народное образование».

1970–1980-е гг. ознаменовались развитием нового направления в экспедиционно-собирательской деятельности, поскольку для выставок «Новое и традиционное в современном жилище и одежде», «Современное народное искусство СССР», «Современные обряды и праздники» (1989) требовались вещевые и иллюстративные памятники, отображавшие советскую доктрину в сфере народного искусства и празднично-обрядовой культуры «социалистической по содержанию, национальной по форме».

Как это ни парадоксально, но именно в Прибалтийских республиках с их сложившейся ещё в 1920–1930-х гг. системой поддержки властными структурами всех форм проявления народной культуры комплектование подобных материалов не вызывало каких-либо затруднений.

В рамках целевого сбора памятников «по современной этнографии» Эстонии Зинаидой Борисовной были приобретены фольклорные костюмы участников Праздника песни, предметы одежды, убранства жилища и декоративно-прикладного искусства, изготовленные из дерева, кожи, металла и текстиля мастерами Объединения народных художественных промыслов «Уку» (кол. 8471, 9890; 119 номеров). Кроме того, в результате собственных съемочных работ, а также переговоров З.Б. Предтеченской с представителями СМИ и отдельными корреспондентами собрание музея пополнилось 409 фотографиями, зафиксировавшими реалии повседневной трудовой жизни эстонских рыбаков-колхозников и праздничные события, в том числе своеобразные «советские» торжества и мероприятия «воспитательного и развлекательного характера», такие как День имянаречения, Летние дни молодежи, призванные заменить церковные обряды крещения и конфирмации.  

Наряду с перечисленными выше типовыми памятниками советского времени, Зинаиде Борисовне во время командировки в Тарту в 1975 г. удалось приобрести коллекцию народных музыкальных инструментов (№ 8507), пять из которых были изготовлены в 1940–1970-х гг. потомственным мастером Эльмаром Лухатсом, а еще один (№ 8507-5 – варган) – его дедом в кон. XIX в. В результате переписки З.Б. Предтеченской с Э. Лухатсом мастер через год привез в Ленинград еще три музыкальных инструмента, изготовленных им в 1954–1955 гг. (кол. 8544). Все экспонаты из этих двух коллекций могут быть отнесены к категории редких музейных памятников, причём два из них: хийюканнел – струнно-смычковый музыкальный инструмент (8507-3аб) и пыйспилл – однострунный смычковый музыкальный инструмент с бычьим пузырем (8507-4аб) – к категории уникальных. В настоящее время пыйспилл вместе с шумовым инструментом яурам (8544-2аб) представлены на экспозиции «Народы Северо-Запада России и Прибалтики XVIII–XX вв.»

Правила культуры общения, привитые в семье, и дар эмпатии, которым, безусловно, обладала Зинаида Борисовна, способствовали налаживанию ее дружеских контактов с эстонскими информантами, художниками, мастерами и учеными. В 1972 г., во время работы в фондах ГМЭ, ведущий специалист по истории ювелирного ремесла в Эстонии Каала Кирме по просьбе З.Б. Предтеченской атрибутировал все ювелирные изделия, имеющие клейма цеховых мастеров, с указанием имени, звания, места работы, времени изготовления, что, разумеется, повысило научную ценность собрания ГМЭ по этнографии эстонцев.

Следует отметить, что для стационарной работы по комплектованию музейного фонда огромное значение имеет навык общения с информантом. В этом контексте необходимо напомнить, что именно Зинаиде Борисовне музей обязан появлению нового корреспондента – частного собирателя и коллекционера Бруно Александровича Лейса. Она была первой, кто начал с ним работать, кто подвиг его на дальнейшую собирательскую работу для музея, объяснил ценность тех или иных вещей, значимость информации, касающейся истории их изготовления и бытования. Первые три коллекции  (10046, 9 предметов; 10103, 35 предметов; 10104, 28 предметов), поступившие от Лейса в 1979 г., были последними, научным описанием которых занималась Зинаида Борисовна. Всего в экспедициях и командировках за десять лет (1969–1979) З.Б. Предтеченской было собрано совместно с Д.А. Горб 589 вещевых и 385 фотоиллюстративных экспонатов.

В 1979 г. здоровье З.Б. Предтеченской резко ухудшилось. Последовавшие две сложнейшие операции продлили ей жизнь на 15 лет. После длительного периода реабилитации в 1980 г. Зинаида Борисовна на несколько месяцев вернулась в музей, чтобы закончить незавершенные дела. На пенсию её провожали всем музеем, каждый отдел приготовил для Зинаиды Борисовны подарок и веселое напутствие. Но в тайне многие грустили, осознавая, что грядет эпоха перемен: постепенно один за другим оставляли служение Музею хранители его традиций.

Зинаида Борисовна Предтеченская скончалась в 1995 г. в Санкт-Петербурге.


Архивные материалы

АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 122. 31 л. – Отчёт о научной командировке в Молдавскую ССР. 1956 г. З.Б. Предтеченская.
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1136. 11 л. – Отчёт о командировке в г. Киев в 1953–1954 гг. З.Б. Предтеченская.
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1309. 35 л. – Отчет о командировке в МССР в 1958 г. Предтеченской З.Б.
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1410. 27 л. – Отчёт о научных командировках в Молдавскую ССР. 1960–1961 гг. З.Б. Предтеченская.
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1526. 39 л. – Методическая разработка экскурсии. План экскурсии по выставке «Народная одежда и предметы быта поляков, чехов, словаков, болгар, сербов, черногорцев, венгров и румын» (автор З.Б. Предтеченская). 1965 г.
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1527. 10 л. – Метод разработки экскурсии по экспозиции «Украинцы» (автор З.Б. Предтеченская). 1965 г.
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1721. 19 л. – Горб Д.А., Предтеченская З.Б. Отчет об экспедиции в Эстонскую ССР в 1971 г.
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 2902. Л. 155–176. – Отчеты научных сотрудников ГМЭ об экспедициях и научных командировках по Советскому Союзу. 1978 г. – Предтеченская З.Б. Отчет о командировке в г. Таллин, ЭССР в октябре 1978 года (Грусман В.М. Дополнение к отчету З.Б. Предтеченской по командировке на обряд «Бриллиантовая свадьба» в Эстонии).
АРЭМ. Ф. 14. Оп. 1. Д. 1. 28 л. – Полевой дневник экспедиции З.Б. Предтеченской в Молдавскую ССР. 1956 г.
АРЭМ. Ф. 14. Оп. 1. Д. 2. 14 л. – Полевой дневник экспедиции З.Б. Предтеченской в Молдавскую ССР. 1956 г.
АРЭМ. Ф. 14. Оп. 1. Д. 3. 31 л. –– Полевой дневник экспедиции З.Б. Предтеченской в Молдавскую ССР. 1958 г.
АРЭМ. Ф. 14. Оп. 1. Д. 4. 24 л. – Полевой дневник экспедиции З.Б. Предтеченской в Молдавскую ССР. (1958–1961).
АРЭМ. Ф. 14. Оп. 1. Д. 5. 35 л. – Полевой дневник экспедиции З.Б. Предтеченской в Молдавскую ССР. (1961).
АРЭМ. Ф. 14. Оп. 1. Д. 6. 42 л. – Полевой дневник экспедиции З.Б. Предтеченской в Молдавскую ССР (1966).
АРЭМ. Ф. 14. Оп. 1. Д. 7. 13 л. –  Описание свадьбы в селе Подойма Рыбницкого района Молдавской ССР (1967). З.Б. Предтеченская.
АРЭМ. Ф. 14. Оп. Д. 8. 51 л. – Полевой дневник З.Б. Предтеченской в Молдавскую ССР (1968).

Публикации

  1. Зязева Л.К., Предтеченская З.Б. Золотарство левобережной Украины по материалам ГМЭ народов СССР. – Киев: Наукова думка, 1971. – С. 122–129.
  2. Каралькин П. И., Крюкова Т. А., Предтеченская З. Б. Использование этнографических коллекций как источника в научно-исследовательской работе: из опыта Гос. музея этнографии народов СССР. – М.: Наука, 1964. – 9 с. 
  3. Государственный музей народов СССР: Путеводитель / Под общей ред. С.А. Авижанской; сост. С. А. Авижанская, И. И. Баранова, Б.З. Гамбург, П.И. Каралькин, Т.А. Крюкова, С.М. Лейкина, З.Б. Предтеченская, Н.П. Соболева, Е.Н. Студенецкая, Н.М. Хазов. – Л.: Искусство, 1971. – 56 с.

Коллекции

Молдаване
№ 6935. – Предметы убранства жилища: два ковра, ковровая дорожка, женский пояс. Включает 4 предмета. Молдавская ССР, Резинский р-н, с. Игнацей; Сорокский р-н, с. Раковец; г.Тирасполь. Сбор 1956 г.

№ 6938. – Изделия из дерева народных мастеров В.С. Новика и Цехоновича: деревянные фляги, кружка, музыкальный инструмент «флуер». Включает 5 предметов. Молдавская ССР, г. Кишинев. Сбор 1957 г.

№ 7070. – Предметы убранства жилища: ковры, полотенца; мужские и женские костюмные комплексы кон. XIX – нач. XX в.; компоненты мужской (шапка) и женской (рубахи) одежды, инструменты для обработки дерева, корзиноплетение, керамика (гончарство). Включает 119 предметов. Молдавская ССР, Оргеевский р-н, сс. Селиште, Морозены; Липканский р-н, сс. Коржеуцы, Дрепкоуцы; гг. Оргеев, Унгены, Кишинев. Сбор 1958 г.

№ 7272. – Свадебные атрибуты: венчальные свечи, свадебные букетики цветов,  обрядовые полотенца; предметы убранства интерьера: ковры, дорожки, полотенца; корзина. Включает 10 предметов. Молдавская ССР, Рыбницкий р-н, сс. Рашков,  Подоймица, Нози; Флорештский р-н, с. Бурсук; Резинский р-н, с. Клемауце. Сбор 1960 г.

№ 7297. – Предметы убранства жилища: полотенца, ковры; орудия труда: вилы, серпы, ножи, виноградный пресс; орудия прядения и ткачества, горизонтальный ткацкий стан; бытовая керамическая утварь для солений, вина и воды,  хранения масла, повидла. Включает 100 предметов. Молдавская ССР, Страшенский р-н, сс. Чучелены, Таборы, Кобылка; Ниспоренский р-н, сс. Варзарешты, Юрчены, Кристешты, Пушкино; г. Кишинев. Сбор 1960 г.

№ 7364. – Женский костюмный комплекс: рубаха, поясная одежда, безрукавка, пояс; девичий, свадебный, праздничный костюмы; пастушеские принадлежности: кнут, наконечник палки; музыкальные инструменты: два флуэра. Включает 27 предметов. Молдавская ССР, Флорештский р-н, с. Пражела; Рыбницкий р-н, с. Подойма; Украинская ССР, Черновицкая обл., с. Магала. Сбор 1961 г.

№ 7664. – Орудия виноградарства, земледелия, скотоводства, ткачества; инструменты: токарные, ложкарные, гончарные; предметы одежды: две мужские безрукавки, меховая шапка; принадлежности новогоднего обряда «Плугушор»: две модели рала, бочонок бухай, колокольчик, кнут. Включает 151 предмет. Молдавская ССР, Каларашский р-н, сс. Годжинешты, Чорешты,  Садова;, Котовский р-н, сс. Лапушна, Молешты, Костешты; Чимишлийский р-н, с. Гура-Галбеней. Сбор 1966 г. Совместно с Л.К. Зязевой.

№ 7665. – Декоративная керамика: глиняные кувшины, вазы, фляга, блюда, тарелки и марцишоры – весенние украшения-сувениры. Включает 18 предметов. Молдавская ССР, г. Кишинев. Сбор 1966 г. Совместно с Л.К. Зязевой.

№ 7667. – Декоративная керамика: глиняные кувшины, фляга. Включает 13 предметов. Молдавская ССР, г. Унгены. Сбор 1966 г. Совместно с Л.К. Зязевой.

№ 7775. – Мужская одежда: рубаха, штаны, верхняя одежда; костюмы персонажей новогодней народной драмы «Маланка»: костюм «императора», маска «Моша»; рождественская звезда; утварь: маслобойка, фляга. Включает 30 предметов. Молдавская ССР, Бричанский р-н, с. Клокушна; Резинский р-н, с. Чинишеуцы; Дондюшанский р-н, с. Скаяны. Сбор 1968 г.

Цыгане
№ 7071. – Инструменты кузнеца. Включает 5 предметов. Молдавская ССР, Оргеевский р-н, с. Селиште. Сбор 1968 г.

Эстонцы
№ 8111. – Земледелие, животноводство, рыболовство: орудия, снаряжение и приспособления для заготовки и переработки продуктов; мужские ремесла: орудия и приспособления обработки дерева, кузнечество, камнетесное дело; обработка волокна, прядение, ткачество: приспособления и инструменты; средства передвижения сухопутные: сани, тележка; мебель, утварь; предметы одежды; текстиль. Включает 242 предмета. Эстонская ССР, Хаапсалуский р-н, с/советы Ахли, Кирбла, Линнамяэ, Лихула, Ридала и др. Сбор 1971 г. Совместно с Д.А. Горб.

№ 8112. – Земледелие, животноводство, рыболовство, судостроение: орудия, снаряжение; части тягловой упряжи, инструменты и приспособления переработки продуктов; обработка волокна, прядение, ткачества: орудия и приспособления; народная техника и ремесла: столярно-плотницкое, кузнечное, камнетесные инструменты и оборудование; детская и взрослая спальная мебель; стулья, утварь для хранения –  пищевая, печная, хозяйственная; предметы одежды: компоненты праздничного женского комплекса о. Муха 1920–1040-х гг., текстиль: празднично-обрядовые предметы убранства жилища –  покрывало на кровать невесты. Включает 117 предметов. Эстонская ССР, Кингисеппский р-, о-в Сааремаа, с/советы Кихельконна, Лаймелла, Люманда; о-в Муху, с/с Муху. Сбор 1971 г. Совместно с Д.А. Горб.

№ 8113. – Изделия местных народных мастериц-вязальщиц: предметы женской и детской одежды кон. 1960-х–1971 гг.: платки, шарфы, рукавицы.  Включает 12 предметов. Эстонская ССР, Хаапсалуский р-н, г. Хаапсалу. Сбор 1971 г. Совместно с Д. А. Горб. 

№ 8157. – Сельское хозяйство: орудия земледелия, заготовка растительных продуктов, части упряжи; рыболовство: орудия лова и снаряжения рыбака. Столярно-плотницкое, кузнечное, сапожное, шорное, камнетесное ремесла: комплексы и отдельные инструменты; обработка волокна, прядение и ткачество: приспособления для очистки волокна и перемотки нитей; мебель горничная: стул, хозяйственный шкаф для хранения; утварь для приготовления, хранения продуктов; утварь для хранения одежды и личной гигиены; компоненты женской повседневной и праздничной одежды: вязаные носки, рукавицы; постолы; предметы убранства жилища: праздничные вышитые одеяла, коврики, полотенца – личные и кухонные. Включает 96 предметов. Эстонская ССР, Хаапсалуский р-н, с/с Кирбла. Сбор 1971 г. Совместно с Д. А. Горб

№ 8471. – Изделия народных мастеров творческого объединения «УКУ»: два комплекса национальных (фольклорных) женских костюмов: девичий у. Вирумаа, невесты о. Муху; предметы одежды: тканые пояса, вязаные жилетки, платки; аксессуары: поясные карманы, кисет; предметы убранства жилища: сундук, покрывало; предметы народного декоративно-прикладного искусства – сувениры из древесных материалов: пивные кружки, короба, шкатулки, коробки, корзинки для хранения мелочей; атрибуты современной свадебной обрядности: венок невесты (часть), медали. Включает 71 предмет. Эстонская ССР, г. Таллин. Сбор 1974 г.

№ 8507. – Традиционные народные музыкальные инструменты – струнные, струнно-смычковые, язычковый идиофон, духовой инструменты кон. XIX – 1960-е гг. Автор Э. Лухатс. Включает 6 предметов. Эстонская ССР, г. Тарту. Сбор 1975 г.

№ 8544. – Традиционные народные музыкальные инструменты: ударный духовой однострунный шейковый смычковый музыкальный инструмент в сочетании с идиофоном: набор подвесок-погремушек и сосуда-погремушки сер. ХХ в. Автор Э. Лухатс. Включает 3 предмета. Эстонская ССР, г. Тарту. Сбор 1976 г.

№ 9890. – Изделия мастеров Творческого объединения народных художественных промыслов «УКУ»: предметы народного декоративно-прикладного искусства, сувениры; предметы убранства жилища: ковры, покрывала на кресла, настольные дорожки, салфетки, кухонные полотенца; предметы женской одежды и аксессуары, декорированные мухуской вышивкой (свитер, пояс, перчатки, обувь, футляры для очков и др.), вязаные платки (шарфы), рукавицы, декоративная утварь из древесных материалов: кружки, короба, корзины. Включает 42 предмета. Эстонская ССР, г. Таллин. Сбор 1978 г.

 

Фотоколлекции

Молдаване
№ 8938. – Основные занятия: сбор винограда, орехов, табака; виды жилищ и хозяйственных построек, колодец; строительство дома; жители в традиционной одежде; типы молдаван. Включает 113 негативов. Молдавская ССР, Резинский, Каменский, Сорокский р-ны. Фотосъемка 1956 г.

№ 8988. – Виды села, базар, кладбище, хозяйственные постройки: летняя печь, сарай; девичья, женская, мужская одежда на жителях села; ковры и ковровая фабрика; раскопки Старого Орхея. Включает 143 негатива. Молдавская ССР, Молдавская ССР, Оргеевский, Липканский р-ны. Фотосъемка 1958 г. 

№ 9077. – Поселения, жилище: усадьбы, ворота и предметы убранства – ковры; чабан, школьники, колхозники; базар, праздники (воскресные гулянья), свадьба. Включает 66 негативов. Молдавская ССР, Страшенский, Ниспоренский р-ны. Фотосъемка 1960 г.

№ 9116. – Типы жилищ, мужская и женская традиционная одежда; воскресный день, колхоз, типы молдаван. Включает 157 негативов и 160 отпечатков. Молдавская ССР, Украинская ССР, Черновицкая обл. Фотосъемка 1961 г.

№ 9301. – Сельская архитектура, праздничная одежда на свадьбе, керамическое производство. Включает 35 фотоотпечатков. Получены в дар от АТЕМ (Молдавское телеграфное агентство). Фотографы Л. Пантус, Н. Пруссаков, Н. Майоров, Е. Драйснер. Молдавская ССР, г. Кишинев. Сбор 1966 г.

№ 9340. – Основные и подсобные занятия и ремесла; общественные здания, жилище и хозяйственные постройки. Включает 281 негатив и 299 отпечатков. Молдавская ССР, Котовский, Чимишлийский, Каларашский, Страшенский р-ны, г. Кишинев. Фотосъемка З.Б. Предтеченской и Л.К. Зязевой; некоторые фотографии во время командировки получены в дар от разных лиц. 1968 г.

№ 9427. – Сельская архитектура, виды сел, ворота, колодцы; подсобные занятия, хозяйственные приспособления, средства передвижения; одежда, дети, новогодняя драма «Маланка». Включает 132 негатива. Молдавская ССР, Бричанский, Дондюшанский р-ны. 1968 г. Совместно с Л.К. Зязевой.

Эстонцы
№ 9649. – Городской и сельские пейзажи; рыболовный промысел в колхозе им. С.М. Кирова, дети колхозников; республиканский праздник песни и танца: выступления фольклорных коллективов; новобрачные. Включает 27 фотоотпечатков, изготовленных по негативам 1969–1973 гг. и переданных в дар Эстонским телеграфным агентством. Эстонская ССР, г. Таллин. Сбор 1974 г.

№ 9650. – Пейзажи; рыболовный промысел, колхоз им. С.М. Кирова; свадьба. Включает 17 негативов. Дар автора-фотографа С.Я. Мигдаля, съемка 1969–1974 гг. Эстонская ССР, г. Таллин. Сбор 1974 г.

№ 9652. – Фотофиксация процесса бракосочетания (свадьба Тийи и Мадиса Салхум). Получено в дар от Т. и М. Салхум. Включает 24 фотоотпечатка. Дар. Эстонская ССР, г. Таллин. Сбор 1974 г.

№ 9677. – Советские семейные, календарные, профессиональные праздники и обряды: рождение, имянаречение, День школьника, летние дни молодежи, свадьба, свадебные юбилеи, траурные церемонии; Международный день защиты детей, День рыбака; рыболовецкий промысел: суда, рыбаки, морские пейзажи. Включает 222 фотоотпечатков, приобретенных во время командировки и полученных в дар. Эстонская ССР. Сбор 1975 г.

№ 9679. – Современные советские праздники и обряды: Праздник песни, День рыбака, свадебная и погребально-поминальная обрядности; городской пейзаж, памятники архитектуры: гг. Пайде, Раквере. Включает 119 негативов. Эстонская ССР, гг. Таллин, Пайде, Раквере. Фотосъемка 1975 г.

Интернет ресурсы:

Предтеченский Б.И. 

Предтеченский Б.И. Лица Победы

Предтеченский М. Б. зам. директора Института токсикологии с 1977 по 1989, доктор медицинских наук, профессор, лауреат Государственной премии.

Марковский Д.Н.


Коллекции собирателя в «Коллекциях онлайн»

Режим работы Музея в праздничные дни

11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.