Купить билет

Собиратели

Харузин Николай Николаевич

Харузин Николай Николаевич

Н.Н. Харузин. Опубликовано: Миллер В.Ф. Николай Николаевич Харузин (некролог) // ЭО. 1900. № 2.

Автор: Д.И. Коровкин, научный сотрудник второй категории отдела этнографии Северо-Запада России и Прибалтики.

Харузин Николай Николаевич – один из выдающихся отечественных этнографов и основоположников академической этнографии, первый редактор и идейный вдохновитель журнала «Этнографическое обозрение» (осн. 1889 г.). Николай Николаевич также первым начал читать курс по общей этнографии (с 1898 г.) с позиций историко-эволюционистского подхода и принципов этнографического холизма, применял метод комплексного изучения материала, учитывая, наряду с этнографическими сведениями, данные смежных дисциплин.

Родился Н.Н. Харузин в семье купца I гильдии в 1865 г. Отец научного семейства Харузиных – Николай Иванович, выходец из сибирских купцов-торговцев тканями, уделял особое внимание образованию своих детей: Михаила, Николая, Алексея и Веры. В 1885 г. Николай окончил 4-ю гимназию в Москве, где был лучшим учеником до 6-го класса, и в том же году поступил на юридический факультет Московского университета. В бытность свою студентом он сблизился с М.М. Ковалевским, видным социологом, предпринявшим в будущем попытку совместить этнологию и социологию, а в те годы преподававшим курсы истории зарубежных государственных учреждений. Он привил Харузину интерес к изучению правовых обычаев и обычного права в целом. В 1886 г. Николай знакомится с профессором В.Ф.Миллером, который занимался этнографией, фольклористикой и археологией. Это знакомство станет началом не только его экспедиционной деятельности, но и крепкой дружбы, которая продлится до последних лет жизни Н.Н. Харузина.

Первая, «Кавказская, экспедиция Николая Николаевича проходила под руководством В.Ф. Миллера в течение 1886 г. преимущественно на территории современной Чечни и Ингушетии. И несмотря на то, что Н.Н. Харузин отправился в эту экспедицию в качестве помощника, он уже тогда продемонстрировал тщательную к ней подготовку, особое трудолюбие и внимание к деталям в ходе сбора этнографических материалов. Результатом его изысканий на Северном Кавказе явилась статья «Заметки о юридическом быте чеченцев и ингушей» (1888), в которой Н.Н. Харузин проводит обзор характерных черт чеченцев и ингушей, отличающих их от соседних народов, прежде всего кабардинцев. Но более интересными представляются его изыскания в рамках изучения обычного права горцев, касающиеся специфики родовой структуры, имущественных отношений и соотношения норм адата и шариата. Впрочем, данная экспедиция была ещё только «пробой пера» молодого учёного. Также им был собран пласт фольклорного материала – «Сказки, записанные в ингушском ауле Цори» (1888).

Зарекомендовав себя подающим большие надежды полевым исследователем, в 1887 г. Н.Н. Харузин направляется Этнографическим отделом Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (ИОЛЕАЭ) при Московском университете в Олонецкую губ. и Кольский у. Архангельской губ. (так называемую Лапландию) для изучения быта местного населения, куда он едет вместе с сестрой Верой Николаевной Харузиной.

В ходе экспедиции они посетили 8 саамских селений-погостов из 15. Началось их путешествие до Кольского п-ова из Петрозаводска, где ими были собраны сведения о жизни карел в городской среде. Далее их путь пролегал через заповедник Кивач и долину р. Шуи к восточному побережью Онежского озера с выходом к Белому морю. Они побывали в г. Повенец, а также дд. Тихвин Бор, Данилово, Шелтпорог, Тайгинц и Петровский Ям. В середине июля 1887 г. на пароходе «Федор Чижов» Харузины выехали из Кеми в Кандалакшу, откуда пешком и на лодках проследовали по «почтовому тракту» до г. Колы, посетив Нотозерский, Борисоглебский, Пазрецкий, Ловозерский, Бабинский, Экостровский, Кильдинский и Борисоглебский погосты.

Результатом этой поездки, которая стала первой самостоятельной экспедицией исследователя, явилась капитальная монография «Русские лопари. Очерки прошлого и современного быта», ставшая, согласно мнению как современников, так и последующих поколений учёных, не только доминантой научного творчества самого Харузина, но и одним из капитальных трудов по традиционной этнографии саамов вообще. Кроме того, за эту работу он был удостоен золотой медали ИОЛЕАЭ. В данной книге подробно описаны традиционные хозяйственные занятия, семейно-бытовые и социальные взаимоотношения, правовые обычаи, религиозные верования и социально-бытовые нормы саамов, а также представлены образцы клейм имущества (тамг) и виды клеймения ушей оленей. Здесь же излагается этническая история саамов, рассказывается об их физико-антропологических чертах и природной среде, особенностях территориальных групп этноса (в частности, отличиях норвежских саамов от российских – кольских). Помимо этого, анализируются причинно-следственные связи процессов деформации культуры, прослеживается развитие обычного права саамов. Основываясь на данных метрических книг, охватывающих 40-летний период, Харузин опровергает устоявшийся миф о вымирании саамов: «Говорить о вымирании лопарей пока преждевременно. Несмотря на самые неблагоприятные условия, лопарское племя находит в себе достаточно силы, чтобы медленно расти и увеличиваться». В приложении к книге представлены ценные источники по истории Кольского края: царская жалованная грамота 1697 г. к «Разбору тяжбы между лопарями и печенгскими старцами» и выписки из писцовой книги Кольского у. за период 1608–1611 гг., а также составленная автором карта Кольского п-ова с расположенными на нём саамскими селениями. Кроме того, книга сопровождена рядом «современных» сказок пазрецких лопарей, записанных со слов самих саамов. На материалах, собранных в ходе экспедиции, Николай Николаевич публикует и несколько статей: «О нойдах у древних и современных лопарей» (1889); «Из материалов, собранных среди крестьян Пудожского уезда Олонецкой губернии» (1889).

После успеха «Русских лопарей» Николай Николаевич окончательно решает связать свою жизнь с «академической» этнографией. 12 мая 1888 г. он становится действительным членом ИОЛЕАЭ, в 1889 г. – помощником председателя, а в 1891–1900 гг. – секретарем Этнографического отдела.

После поездки на Кольский п-ов Николай Харузин каждое лето посвящал недолгим этнографическими экспедициям – «экскурсиям», которые зачастую не носили характер  комплексного исследования, а сопровождались посещением местных этнографов и краеведов, с которыми он устанавливал долговременные связи, а также описанием достопримечательных мест. Собранный им материал ложился в основу его работ и исследований его приемников. Почти сразу после экспедиции к лопарям он продолжил полевые изыскания. В 1888 г. работал на Кавказе и в Крыму (крымские татары), в 1889 г. – снова в Крыму и в Черниговской губ. (украинцы), в 1890 г. – в Вятской и Пермской губ. (удмурты, мордва), в 1891–1892 гг. в Эстляндской (эстонцы) и Астраханской (калмыки) губ., в Закавказье. В последующие годы поездки охватили ряд местностей в Западной Сибири (ханты) и на Алтае.

К кон. XIX в. у исследователей накопилось немало этнографических материалов, особенно после Первой этнографической выставки 1867 г. (Москва) и окончательного присоединения территорий Средней Азии к Российской империи. Поэтому Н.Н. Харузин на заседании ИОЛЕАЭ высказал мысль о необходимости создания журнала «Этнографическое обозрение» и впоследствии, вплоть до своей смерти, принимал активное участие в его работе: писал рецензии, аннотации, занимался редактурой. В разделе журнала «Критика и библиография» опубликовал порядка 140 рецензий и критических статей, знакомя читателей с наиболее актуальными работами иностранных и отечественных этнографов. В некрологе, посвящённом Николаю Николаевичу, В.Ф. Миллер писал: «Первым и главным поприщем его писательской деятельности была организация «Этнографического обозрения». С первого года нашего издания [1889] вплоть до текущего [1900] нет ни одной книжки (журнала. – Д.К.), в которой мы не встретили бы имени Н. Харузина, то под самостоятельным исследованием, то под критической статьей, то под библиографической заметкой».

В ноябре 1891 г. по результатам испытаний Н.Н. Харузин занял должность помощника архивариуса в Эстляндском губернском архиве. Затем был командирован эстляндским губернатором в Москву для изучения в архивах Министерства иностранных дел и юстиции исторических сведений, относящихся к Эстляндской губ. В сентябре 1892 г. получил должность «младшего сверхштатного чиновника особых при губернаторе поручений». В феврале 1893 г. был причислен к внештатным чиновникам канцелярии губернатора.

В ходе полевой работы Николай Николаевич не уделял много внимания сбору вещевых материалов. Об этом свидетельствует относительно небольшое количество предметов, переданных им в Дашковский музей в Москве, который в 1924 г. был преобразован в Центральный музей народоведения, а с 1935 г. переименован в Государственный музей народов СССР (ГМН). После его ликвидации в 1948 г. порядка 88 621 вещевых памятников и иллюстративных материалов были переданы в фонды Государственного музея этнографии (ныне Российского этнографического музея, РЭМ), в том числе и те, что были собраны Н.Н. Харузиным. Предметы и фотографии, привезённые им, были приобретены Николаем Николаевичем в частном порядке на собственные средства. В разные годы им были собраны полотенца и образцы вышивки, характеризующие культуру казанских (волжских) татар (кол. 8762-24781, 24782, 24753-24756; 6 предметов). Из Вотской экспедиции он привез 4 удмуртские «чалмы» (кол. 8762-28662-28665). Во время работы в Эстляндии им была собрана коллекция эстонских тканей, состоящая из 45 образцов на картоне (кол. 8762- 31162-31206), а также две эстонские деревянные пивные кружки (кол. 8761-15305, 15306). В Книге поступлений и Книге приношений Дашковского музея перечислены также другие эстонские предметы: «постолы» – кожаная обувь, юбка и рубаха, 108 образцов тканей, 2 деревянные ложки и 3 модели моталок, собранные Н.Н. Харузиным и студентами руководимого им этнографического кружка А.Д. Солодовниковым, Е.О. Шарко, П.И и Н.Н. Островскими/Астровыми, а также Н.А. Янчуком и поступившие, как указано, от Этнографического отдела ИОЛЕАЭ. По-видимому, они были утрачены. В настоящее время атрибутировано 58 предметов, подаренных Н.Н. Харузиным, которые ныне хранятяся в РЭМ.

Помимо вещевых коллекций, Николай Николаевич собрал и значимые коллекции фотоматериалов по русским поморам и кольским саамам, состоящие из 47 фотоотпечатков на паспорту. После знаменательной Лопарской экспедиции он передал в Дашковский музей коллекцию фотоотпечатков, иллюстрирующих быт и промыслы кольских поморов с юга Кольского п-ова, Кандалакши, Кеми и Онеги (кол. 8764-717-760), а также несколько фотографий саамов (кол. 8764-17930-17932).

С 1889 г. Н.Н. Харузину начинает нездоровится, и в 1890 г. он решает оставить юридический факультет Московского университета и посвятить себя самостоятельному изучению историко-филологических наук. По совету знакомого врача, в 1892–1893 гг. он совершает поездку в Германию и Францию, во время которой знакомится с коллекциями этнографических и антропологических музеев в Берлине, Лейпциге и Дрездене; подробно изучает коллекции музеев Клюни, Лувра; в Национальной библиотеке Франции в Париже интересуется многими наиболее актуальными и неизвестными для российских учёных трудами, библиографическими изданиями; посещает лекции известных французских антропологов и археологов в Сорбонне, среди которых были Шарль Летурно (фр. Charles Létourneau), один из наиболее известных французских теоретиков эволюционизма, материализма в этнологии, а также Габриэль де Мортилье (фр. Louis Laurent Gabriel de Mortillet), один из создателей теории «трёх ступеней», основоположник современной научной археологии, создатель классификаций культур каменного века. Кроме того, Николай Николаевич выступал с докладами на занятиях Национального общества антикваров Франции.

В конце 1893 г. Николай Николаевич Харузин получил чин коллежского секретаря, сдав экзамен на степень кандидата по этнографии и географии от филологического факультета Императорского Юрьевского университета, и поступил на должность помощника хранителя Императорского Российского Исторического музея (в настоящее время Государственный Исторический музей, ГИМ), отказавшись при этом от жалования. Он также занимался систематизацией материалов, собранных на территории Российской империи в XVIII–XIX вв. Помимо этого, Н.Н. Харузин параллельно работал в должности младшего помощника редактора описей и изданий в Московском архиве Министерства юстиций.

Однако главным достижением Николая Николаевича Харузина являлось то, что он вместе со своим старым другом В.Ф. Миллером и сестрой В.Н. Хрузиной стоял у истоков систематического преподавания курсов по этнографии и доисторическим обществам в Московском университете. С 1893 г. он преподавал в Лазаревском институте восточных языков, а с 1898 г. там же начал читать лекции по общему курсу этнографии. В 1896 г. при содействии В.Ф. Миллера ученый совет историко-филологического факультета Московского университета утвердил Харузина в звании приват-доцента и разрешил ему преподавательскую деятельность. Здесь, начиная с 1896 и вплоть до смерти в 1900 г., он преподавал курсы по этнографии. Лекции, прочитанные им в Московском университете, были подготовлены к печати А.Н. и В.Н. Харузиными и вышли в свет в 1901–1905 гг. в четырех томах. Каждая книга была выстроена согласно принципам этнографического комплекса. Первый том посвящён материальной культуре, которая включает в себя, помимо изложения теории изучения материальной культуры, обзор утвари, жилища, пищи и способов её приготовления, декоративно-прикладного искусства, а также рассмотрение основных методов хозяйствования, охоты и рыболовства в одной главе, а также земледелия и скотоводства – в другой. Во втором томе – «Род и семья» – рассматриваются вопросы эндогамии и экзогамии, матри- и патрилинейности, эволюции институции родства и семьи. Третий том посвящён развитию институтов власти и собственности, зарождению протогосударственных институций в обычном обществе. В четвёртом томе рассматриваются основные религиозные верования, считавшиеся «примитивными» в кон. XIX в., такие как тотемизм, фетишизм, культы предков и т.д. В своём курсе лекций Николай Николаевич, по сути, предвосхитил традиционную для отечественной научной школы структуру преподавания, которая в некоторых чертах сохраняется до сих пор.

Сочетая различные методики изучения, архивные материалы, экспедиционную деятельность и опыт французских коллег-эволюционистов, Н.Н. Харузин пишет большое количество разноплановых работ. Большая их часть основана на собранном им в экспедициях материале, а также на результатах его архивной работы. Среди них: «Обзор доисторической археологии в Балтийских губерниях» (1893); «Очерк истории развития жилища у финнов» (1895); «История развития жилища у кочевых и полукочевых тюркских и монгольских народностей России» (1896); «О некоторых сведениях по истории Коккенхузена» (1896); «Очерки первобытного права. Семья и род» (1898); «Медвежья присяга и тотемические основы культа медведя у остяков и вогулов» (1898).

25 марта 1900 г. Николай Николаевич Харузин скончался и был похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря в Москве. В.Ф. Миллер в посвященном ему некрологе писал: «Но не одними исследованиями и статьями сделал Н.Н. Харузин в короткое время крупный вклад в русскую науку. Он не был по характеру своему исключительно кабинетным ученым. Он был общителен по природе, любил делиться своими мыслями и занятиями, особенно с молодыми людьми, в которых замечал интерес к науке. Он гостеприимно принимал у себя, снабжал книгами, давал советы, руководил занятиями. Ученый недюжинного ума, с широким научным кругозором, с обширным общим образованием <…>. Преждевременная кончина Н. Н. обманула и надежды русской науки, которая могла многого ожидать от его обширных знаний и неутомимой энергии, и надежды Отдела Этнографии, который высоко ценил его постоянное и любовное участие в своих трудах».


Архивные материалы

АРЭМ. Ф. 5. Оп. 4. Д. 19. Л. 43–45, 50–53. – Инвентарная опись инородческого отдела (№ 837 – 1369). Народы Поволжья и Прибалтики. Кн. 2.
АРЭМ. Ф. 5. Оп. 4. Д. 21. Л. 34. – Инвентарная опись инородческого отдела (№ 1834–3158). Сибирь, Поволжье, крымские татары.
АРЭМ. Ф. 5. Оп. 4. Д. 36. Л. 24, 39. – Книга приношений в пользу Этнографического Дашковского музея.
РГИА Ф. 733. Оп. 122. Д. 1294. Л. 7–8. – Дело о высочайшем соизволении иметь при Императорском Российском историческом музее в Москве второго помощника хранителя сверх штата и без содержания, но с служебными правами этой должности присвоенными, и о перемещении на сию должность младшего помощника редактора архива Министерства юстиции, коллежского секретаря Николая Харузина.
РГИА Ф. 733. Оп. 142. Д. 1291. – Послужной список состоящего в штате чиновников канцелярии Г. Эстляндского губернатора, не имеющего чина Николая Николаевича Харузина.
РГИА Ф. 733. Оп. 142. Д. 1291. Л. 5–7, 22. – Дело об определении сверх штата и без содержания на должность помощника хранителя Императорского Российского исторического музея Н.Н. Харузина.

Основные публикации

  1. Харузин Н.Н. По горам Северного Кавказа // Вестник Европы. –1888. – Кн. X, XI. – С.154–194.
  2. Харузин Н.Н. Заметки о юридическом быте чеченцев и ингушей // Сборник материалов по этнографии, издаваемый при Дашковском этнографическим музее– М., 1888. – .  – Вып. 3. – С. 115–142.
  3. Харузин Н.Н. Сказки, записанные в ингушском ауле Цори // Там же. –  С. 149–154.
  4. Харузин Н.Н. О нойдах у древних и современных лопарей // Этнографическое обозрение. –1889. – Кн. I. – С. 36–76.
  5. Харузин Н.Н. Из материалов, собранных среди крестьян Пудожского уезда Олонецкой губернии. – М.: тип. А. Левенсон и К°, 1889. – 73 с.
  6. Харузин Н.Н. Русские лопари (Очерки прошлого и современного быта) // Известия Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. – 1890. – Т. LXVI. – 472 с.
  7. Харузин Н.Н. Обзор доисторической археологии в Балтийских губерниях по трудам местных исследователей. – Ревель.: тип. насл. Линдфорса, 1893. – 151 с.
  8. Харузин Н.Н. Очерк истории развития жилища у финнов // Этнографическое обозрение.  – 1895. – Кн. XXIV. – № 1. – С. 35-78.
  9. Харузин Н.Н. Из западно-европейской этнографической литературы о задачах и развитии искусства у малокультурных народов // Там же.  – 1895. – Кн. XXV. – № 1. – С. 108–117.
  10. Харузин Н.Н. Очерк истории развития жилища у финнов // Там же. – № 2. – С. 50–104.
  11. Харузин Н.Н. Из западноевропейской этнографической литературы. II. Новые материалы для изучения истории развития семьи. (по Генриху Кунову) // Там же. – № 3. – С. 105–113.
  12. Харузин Н.Н. История развития жилища у кочевых и полукочевых тюркских и монгольских народностей России // Там же.  – 1896. – Кн. XXVIII.  – № 1. – С. 1–51.
  13. Харузин Н.Н. История развития жилища у кочевых и полукочевых тюркских и монгольских народностей России // Там же.   – Кн. XXIX– XXX.  – № 2. – С. 1–71.
  14. Харузин Н.Н. О некоторых сведениях по истории Коккенхузена // Археологические известия и заметки, издаваемые императорским Московским Археологическим обществом. 1896. – № 5–6.
  15. Харузин Н.Н. Очерки первобытного права. Семья и род. – М.: Гроссман и Кнебель, 1898. –179 с.
  16. Харузин Н.Н. Медвежья присяга и тотемические основы культа медведя у остяков и вогулов // Этнографическое обозрение. – 1898. – Кн. XXXVIII.  – № 3. – С.1–72.
  17. Харузин Н.Н. «Знамёна» у мордвы в XVI–XVII вв. // Юбилейный сборник в честь В.Ф. Миллера. – М., 1900. – С. 62–72.
  18. Харузин Н.Н. Этнография, лекции, читанные в Московском университете. Часть общая и материальная культура. – СПб.: Гос. Тип.,1901. – Вып. I. (Подг. к печати В.Н. Харузиной). – 343 с.
  19. Харузин Н.Н. Этнография, лекции, читанные в Московском университете. Семья и род. — СПб.: Гос. тип – Вып. II, 1903. (Подг. к печати В.Н. Харузиной). –340 с.
  20. Харузин Н.Н. Этнография, лекции, читанные в Московском университете. Собственность и первобытное государство. – СПб.: Гос. Тип.,1903. – Вып. III.(Подг. к печати В.Н. Харузиной). – 331 с.
  21. Харузин Н.Н. Этнография, лекции, читанные в Московском университете. Верования. – СПб.: Гос. тип., 1905. – Вып. IV.  (Подг. к печати В.Н. Харузиной). – 295 с.

Библиография

  1. Миллер В.Ф. Николай Николаевич Харузин (некролог) // Этнографическое обозрение. – – 1900. – № 2. – С. 5–7.
  2. Токарев С.А. История русской этнографии. – М.: Наука, 1966. – С. 407, 412, 424–427.
  3. Керимова М.М. Николай Харузин и Василий Кандинский // Этнографическое обозрение. – 2007. – № 6. – С. 15–33.
  4. Керимова М.М. О создании журнала «Этнографическое обозрение» (1889–1916) (по архивным материалам В. В. Богданова) // Антропологический Форум Online. – 2011. – № 15. – С. 397–412.
  5. Керимова М.М. Жизнь, отданная науке. Семья этнографов Харузиных. Из истории российской этнографии (1880–1930-е годы). – М.: Восточная литература, 2011. – С. 86–88, 100–102, 111–117, 359–381.
  6. Керимова М.М. Институализация российской этнографической науки (последняя четверть XIX – начало XX века) // Проблемы истории, филологии, культуры. – 2013. № 1. – С. 359–381.
  7. Бодрова О.А. Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии в деле изучения саамской этнографии (к 150-летию со дня основания ИОЛЕАЭ) // Труды Кольского научного центра РАН. – 2013. – №6. – С. 189–194.
  8. Главы из истории московского востоковедения. Лазаревский институт – Московский институт востоковедения – МГИМО / Под общ. ред. А.В. Торкунова. М.: Изд-во Аспект Пресс, 2014. – С. 141–142.
  9. Шангина И.И. Вещевой фонд Музея народов СССР в Российском этнографическом музее: опыт источниковедческого анализа // Музей. Традиции. Этничность/ Российский этнографический музей. – 2014. – № 2. – С. 7.
  10. Королькова Л.В. Опыт и итоги атрибуции коллекций Российского этнографического музея, поступивших из Музея народов СССР (собрания по латышским, литовским и прибалтийско-финским народам) // Народное искусство. Искусство и традиции народов России. –СПб. – 2023. – Вып. VI. – С. 65.

Коллекции


Татары
8762-24781, 24782 – Полотенца с вышивкой. Атрибутировано 2 предмета.

8762-24753-24756. – Образцы вышивки. Атрибутировано 4 предмета.

Удмурты
8762-28662-28665. – «Чалмы» – женские головные уборы. Атрибутировано 4 предмета.

Эстонцы
8761-15305, 15306. – Деревянные кружки для пива с крышками. Включает 2 предмета.

8762-31162-31206. – Образцы тканей на картоне. Включает 45 предметов. Эстляндская губ., Везенборгский, Вейсенштейнский, Гапсальский и Ревельский у.

Фотоколлекции

Русские
8764-717-760. – Быт и промыслы кольских поморов: становища китобоев и рыболовов, портреты рыбаков, процессы промыслов, пейзажи, виды селений и проч. Включает 44 фотоотпечатка. Архангельская губ., Кольский п-ов. Сбор 1887 г.

Саамы
8764-17930-17932. Быт кольских саамов, групповые портреты рядом с жилищами, оленями. Включает 3 фотоотпечатка. Архангельская губ., Кольский п-ов. Сбор 1887 г.

Режим работы Музея в праздничные дни

11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.