Выставки и события

Выставка «Роспись иглой…»

Время проведения

30.05 - 19.10 2014 г.

   Целью выставки «Роспись иглой…» (вышивка в традиционной одежде народов России) стало представление вышивки как одного из наиболее распространенных способов декоративной отделки традиционной одежды, известного практически всем народам России.

Описание выставки
Стоимость и место проведения

За последнее десятилетие в Российском этнографическом музее (РЭМ) был подготовлен ряд тематических выставок, посвященных рассмотрению какого-либо одного элемента традиционного костюма в контексте изучения «антропологии вещи». Целенаправленный  подход к экспонированию определенной группы памятников, в том числе предметов костюма (головные уборы, передники, поясная и верхняя одежда, обувь и пр.) позволил значительно шире взглянуть на объект исследования, поскольку коллекционное собрание РЭМ дает возможность представить все регионы Российской империи, бытовавшими в них этническими костюмами.

   Целью выставки «Роспись иглой…» стало представление вышивки как одного из наиболее распространенных способов декоративной отделки традиционной одежды, известного практически всем народам России. Народный костюм каждого этноса имел ярко выраженную этническую специфику, которая проявлялась не только в особенностях покроя,  выборе материала,  но и в декоре. Именно вышивка в народном костюме выступала его наиболее ярким семиотическим маркёром, подчёркивая важные смысловые значения. Так, располагаясь на определенных местах головных уборов, она кроме социальных признаков несла и охранительную функцию. Очень часто украшали вышитым узором ворот, оплечья, рукава и подол рубах, поскольку там, где рубаха заканчивалась (ворот, подол, низ рукавов) требовалась дополнительная защита, обеспечивавшаяся  системой оберегов, в качестве которых выступал разнообразный орнамент, цветовая гамма и пр. В женской и мужской поясной одежде по размещению вышитого орнамента могли судить о месте и времени её изготовления, её назначении (будничная или праздничная одежда), социовозрастном статусе владельца или владелицы (например, девушка она или замужняя женщина: молодуха, молодая мать, пожилая женщина, старуха; вдова), а также о материальном достатке семьи. 

Фото

Верхняя одежда обычно не была перегружена декоративными элементами, но даже в будничном варианте использовалась отделка, располагавшаяся, чаще всего, вдоль горловины и по груди, обозначая, таким образом, композиционный центр изделия. В то же время верхняя часть лифа меньше, чем рукава и подол, изнашивалась и поэтому дольше сохраняла декор, выполнявший, нередко, функцию оберега. Вышивали также обувь и различные «аксессуары» для ног и рук - варежки, перчатки, носки, чулки и пр.

   Традиционная вышивка выполнялась в различных техниках льняными, конопляными, хлопчатобумажными, шерстяными или шелковыми нитями, применение более дорогих - золотных и серебряных нитей, бисера, а также таких редких материалов как подшейный волос оленя, сухожилия и пр.

       Различные швы в ручной вышивке по ткани условно подразделяют на две большие группы: наиболее древние, так называемые счётные вышивки, выполняемые по счёту нитей ткани, и более поздние по происхождению - свободные вышивки, сделанные по заранее нарисованному свободному контуру (тамбурный шов, гладь, стебельчатый шов и др.). Счётные вышивки, в свою очередь, делятся на сквозные (различные мережки, мелкая строчка, строчка с цветным контуром, цветная перевить и др.) и выполняемые по поверхности ткани счётными швами (набор, крест, «роспись», счётная гладь и др.). Известны также разнообразные техники вышивки по  коже и замше, войлоку, меху, рыбьей коже  и пр.

    У многих этносов народная вышивка являлась не только женским, но и мужским  домашним занятием, преобразуясь постепенно в художественное ремесло, на базе которого создавались подлинные произведения народного искусства, в чём проявлялась её эстетическая функция.

   Орнаментальное богатство народной вышивки, используемое при украшении отдельных элементов традиционного костюма, поражает разнообразием. Так, например, одним из наиболее распространенных мотивов в орнаменте народной вышивки народов европейской части России являлся «ромб». В вышивке разных этносов он выглядит по-разному и имеет различные значения. Ромб с крючками в вышивке рассматривается как символ плодородия, связанный с представлением о матери - прародительнице - непосредственном начале всех рождений на земле. Ромб «репей» в фольклоре сравнивается с дубом, священным деревом многих народов, и является метафорой небесного «цвета» - молнии, поражающей демонов и оберегающей скот. В числе любимых мотивов была и «розетка», состоящая из восьми лепестков - лопастей, соединенных в центре и выступающая как символ женского начала, плодородия. Среди мотивов растительного орнамента видное место занимало «мировое дерево» - древо жизни, однако значительно позднее появляются совершенно другие изображения (барсы, орлы и пр.), известные по узорам восточных тканей. Сложнейшие орнаментальные композиции были характерны для вышивок в одежде народов Кавказа и Средней Азии, Поволжья и пр.

   Таким образом, вышивка в традиционном костюме народов России, представленная на выставке  «Роспись иглой…», демонстрирует уникальную коллекцию из собрания Российского этнографического музея и свидетельствует об этническом разнообразии, мастерстве исполнителей и является подлинным источником вдохновения для современных дизайнеров и самодеятельных художников.