Оседлые рыболовы и охотники: народы Амура
Район их проживания - Нижний Амур, Приморье и остров Сахалин. Эту территорию принято называть Амуро-Сахалинской историко-этнографической областью.
Девушка в костюме невесты. Нанайцы. Фонды РЭМ.
Девушка в костюме невесты. Нанайцы
Охотники в промысловых костюмах. Нивхи. О-в Сахалин. Начало XX в. Фонды РЭМ.
Охотники. Нивхи
Летнее стойбище. Нивхи
Летнее стойбище рыболовов. Нивхи. Начало XX в. Фонды РЭМ.
Берестяная сумочка. Удэгейцы
Берестяная сумочка. Удэгейцы. Приморская обл., Уссурийский край. Первая половина XX в. Фонды РЭМ.
Ковер. Нанайцы
Ковер. Нанайцы. Хабаровский край, Нанайский р-н. 80-е годы XX в. Фонды РЭМ.
Ковер из птичьих шкурок. Негидальцы. Хабаровский край, р-н им. П.Осипенко. 80-е годы XX в. Фонды РЭМ.
Ковер из птичьих шкурок. Негидальцы
Семья: мужчина с двумя женами. Удэгейцы. Дальневосточный край, Приморская обл. Начало XX в. Фонды РЭМ.
Семья. Удэгейцы

Общие сведения
Традиционная культура нанайцев , ульчей , негидальцев , нивхов , ороков , орочей и удэгейцев относится к хозяйственно-культурному типу оседлых рыболовов и охотников. Эти народы имели примерно одинаковый уровень социально-экономического развития, их исторические судьбы во многом переплелись.
По данным антропологии, народы Нижнего Амура относятся к трем типам большой монголоидной расы: амуро-сахалинскому, байкальскому и восточно-монголоидному.
По языковому принципу они принадлежат нижне-амурской группе тунгусо-маньчжурской ветви алтайской семьи языков (кроме нивхов, язык которых входит в палеоазиатскую группу языков).
Основные занятия
Основные занятия народов Нижнего Амура - рыболовство, охота на морского и таежного зверя, собирательство. Важную роль играл промысел проходной лососевой рыбы - кеты и горбуши. Рыбу и морских животных ловили всевозможными сетями, неводами, крючковыми снастями, били острогами, гарпунами и колотушками.
Промысловый костюм для морской охоты и рыболовства шился специально из крепкой рыбьей кожи.
В реках бассейна Амура водилось более 100 пород рыб. Промысел кеты являлся преобладающим. Она шла в Амур на нерест раз в год (в августе - сентябре), особенно интенсивно в продолжение 6-8 дней. В это время все от мала до велика были заняты ловлей, обработкой и заготовкой рыбы, так как наловить ее надо было впрок на целый год. Пойманную рыбу выбрасывали на берег, где женщины ее потрошили, разделывали, пластовали и развешивали сушить и вялить. В пищу рыбу употребляли в сыром, вяленом, вареном и жареном виде. Рыбьими отходами (хребтами, головами, хвостами) кормили собак. Собачья упряжка зимой была основным средством передвижения.
Верования и промысловая обрядность
По своим верованиям народы Амура были анимистами: они одушевляли живую и неживую природу, населяли мир добрыми и злыми духами. К категории живых существ относили также небесные светила, горы, вода и т. д.
Из анимистических представлений возник культ "хозяев природы", тесно связанный с промысловой обрядностью. Тайга, горы, а в особенности реки, море, озера - вода как источник жизни - во многом определяла обрядовую практику народов Амура. Одно из центральных мест в ней занимал праздник освобождения воды ото льда, посвящение духам воды специальной пищи и утвари. Только после "кормления воды" нивхи приступали к промыслу рыбы и морского зверя. Иначе "хозяин воды" мог не послать рыбы.
Художественные промыслы
У народов Амура были распространены всевозможные художественные промыслы. Среди которых следует отметить: резьбу и роспись дерева; раскраску, тиснение и резьбу по бересте; плетение из прутьев и корней растений.
Берестяная и деревянная утварь была очень разнообразна по форме и размерам. Она украшалась красочным спирально-ленточным криволинейным орнаментом. Народные мастера зачастую превращали изделие в подлинно художественное произведение.
Художественная обработка текстиля представлена в собрании музея свадебным халатом (мозаика, аппликация, вышивка) и современными коврами ульчей и нанайцев. Обращают на себя внимание уникальные декоративные коврики негидальцев, сшитые из шкурок с голов селезней и уток. Серые, зеленые и синие перья, переливающиеся радужными цветами, и кусочки разноцветных звериных шкурок (белки, колонка), собранные в мозаичный узор, удивляют не только необычностью материала, но и способностью мастеров увидеть прекрасное в природе и использовать это в своем творчестве.
Брак
Брак у народов Амура имел, в первую очередь, экономическую основу. Родители заранее, пока их дети были еще маленькими, присматривали себе будущих родственников и заключали с ними договор.
Отец невесты всегда хотел получить большой калым и приобрести богатую родню. Калым платили деньгами или вещами (тканью, металлом, утварью). Богатые нанайцы могли иметь несколько жен. О соответствии возраста жениха и невесты заботились мало, встречались браки, где жена могла быть на 20-25 лет старше мужа и наоборот.
Российский Этнографический музей
English version
Толковый словарь
в навигатор
В этом же разделе:

Белорусы

Башкиры: на границе культур

Калмыки: кочевники в Европе

Религиозные представления народов Поволжья и Приуралья

Национальная среднеазиатская кухня

Семья и брак у народов Средней Азии. Игры и состязания на праздниках

Киргизы. Дом – мир – вселенная кочевника

Морские охотники

Казахи. Кочевать – значит жить

Кочевники Сибири: южные алтайцы, западные тувинцы, хакасы, якуты, буряты

Оленеводы тундры: ненцы,чукчи, коряки. Охотники на дикого оленя: нганасаны, энцы

Оседлые рыболовы и охотники: народы Амура

Гостеприимство у народов Северного Кавказа

Праздничное застолье у грузин
Российский Этнографический музей
РЭМ / Материальная и духовная культура / Традиционное жилище и семейный быт: архитектура, интерьер, утварь, трапеза, гостеприимство… / Оседлые рыболовы и охотники: народы Амура
в этом же разделе


Посетителю

Специалисту

Выставки и события

Музейное собрание

Материальная и духовная культура

Региональная этнография

Народы России и сопредельных стран

Календарные народные праздники и обряды

Клуб друзей музея



Поселение и архитектура жилых построек

Интерьер

Семья

Утварь

Уход за жилищем

Женское рукоделие

Баня и личная гигиена
© Российский Этнографический музей
Web-дизайн и разработка сайта — SASTAsoft
Rambler's Top100