Кулич
На Пасху

Пасхальный обрядовый хлеб с обычаем его освящения, угощения и раздачей верующим на пасху. Этот обычай уходит корнями в языческие времена. Разговление после поста начиналось с поедания кулича. Остатки от кулича использовали при гаданиях об урожае и приплоде скота.


Кулич
Кулич (пасха, паска) - обрядовый хлеб, обязательная принадлежность пасхального стола. Обычай освящения хлеба и угощение им на Пасху имеет как христианские, так и языческие корни.

В древности христианская литургия заканчивалась угощением прихожан в храме хлебами и вином, принесенными ими и освященными в ходе службы. От этого обычая произошел с одной стороны, ритуал освящения Святых даров (хлеба - просфоры и вина) для причастия, а с другой - обычай утренней пасхальной трапезы, в которой кулич стал одним из главных угощений.

По церковному преданию, традицию освящать хлеб во время пасхальной литургии, основали апостолы. В знак незримого присутствия среди них Спасителя они оставляли во время трапезы за столом свободное место и клали перед ним хлеб (по гречески - "артос"). Этот хлеб символизировал воскресшего Христа. В православной традиции его освящали на литургии в день Пасхи, а в Светлую субботу раздавали по куску верующим (см. Пасхальная неделя). Кулич же, выпекаемый верующими на Пасху, является домашним аналогом церковного артоса.

Традиция встречи Пасхи с ритуальным хлебом уходит корнями в ветхозаветные времена. Ранние христиане, унаследовавшие некоторые черты празднования Пасхи от иудеев, переняли и обычай освящения хлебов, но наполнили его иным содержанием. Еврейский праздник "песах" является также праздником "опресноков", пресного хлеба маццот. По преданию, во время бегства из египетского плена древние иудеи не успели заквасить хлеб, и взяли с собой пресное тесто. Изготовленными из него лепешками они питались в течение странствия по пустыне; это было то немногое, что поддерживало в них жизнь. В память этих событий в первый день Пасхи за трапезой было принято возносить благодарственную молитву богу и угощаться хлебом маццот, который стал символизировать очищение от египетской рабской закваски. Следуя этой традиции, Христос преломил хлеб на Тайной вечере, но сравнил его со своей плотью, приносимой в жертву во искупление людских грехов, тем самым, установив христианский обряд Евхаристии - Причащения.

В христианском богослужении место маццы заняли просфора, артос и кулич. Употребление "опресноков" вошло в древнее христианство, знаменуя собой очищение от греховной закваски язычества и спасение верующего от смерти души во грехе. В православной традиции, в отличие от католической, просфора, также как другие ритуальные хлеба, изготавливаются только из кислого, дрожжевого теста, но свое очистительно значение они сохранили в неизменности. В обрядах Светлого Христова Воскресения освящение и употребление хлеба (артоса, кулича) - символа жертвы и искупления Христа - имеет особое значение, воплощая суть праздника: спасение и очищение человечества от греха, благодаря жертве Христа.

Славянская языческая основа традиции выпекания пасхального кулича кроется в обычае изготовления весной в преддверие посевных работ обрядового хлеба из кислого, заквашенного на дрожжах теста. С помощью принесения этого хлеба в жертву земле, стихиям или предкам земледельцы стремились магическим путем умилостивить их, заручиться поддержкой и обеспечить плодородие земли и обильный урожай (см. Кликание весны).

С ходом времени христианская и языческая традиции неразрывно сплелись в народном сознании; при этом, наряду с преобладающим христианским значением кулича, продолжало активно бытовать его использование в продуцирующих и охранительных земледельческих и скотоводческих обрядах.

У русских известно два основных название обрядового хлеба: "кулич" и "пасха"/"паска". Название кулич церковного происхождения, пришедшее в русский язык из греческого, в котором оно означает "крендель". В большей степени оно было известно в городах, в то время как крестьянский пасхальный хлеб, пирог или булка чаще называется "пасха" или "паска". Он мог иметь разную форму (например, в виде раскрытого ягодного пирога - вологодск.), но чаще был круглым, высоким, с выдающейся верхней частью ("верхушка", "голова"), по середине которой из теста делали крест. В тесто обязательно добавляли большое количество яиц, масла, различных добавок, стараясь сделать его сдобным и как можно более скоромным.

Изготовление кулича было одной из самых важный ритуальных обязанностей хозяйки, так как от того, на сколько удался кулич, зависела судьба семьи. Если он хорошо поднялся и вышел ладный, то в семье будет все хорошо, а если тесто в печи не подошло или растрескалась корка, надо ждать несчастья, смерти кого-нибудь из родных.

В некоторых местах куличом так же, как и крашеными яйцами, христосовались в церкви по окончании пасхальной литургии (см. Пасха). Во Владимирской губ., как только священник освящал яства для пасхальной трапезы, каждый из прихожан и церковного причта отрезал от своей "паски" несколько маленьких кусочков. Священник, дьяк и пономарь становились в ряд на солее, верующие подходили сначала к священнику, затем к дьяку, а потом к пономарю и, похристосовавшись, одаривали их куличом. Каждый из церковнослужителей брал подносимый ему кусочек, съедал его или клал на блюдо к своей "паске" и в свою очередь одаривал прихожанина, который делал то же самое. Таким образом начиналось разговление после поста. На домашнем пасхальном столе кулич занимал важное место. В начале трапезы его так же, как и яйцо, по числу членов семьи делил хозяин, наделяя куском каждого из домочадцев.

По народным представлениям, кулич был обязательным элементом пасхальной трапезы и для умерших. Его кусочки оставляли в пасхальную ночь на божнице или на столе под иконами для "родителей", относили в числе других пасхальных блюд на кладбище.

Обрядовое значение кулича было очень велико. Крестьяне старались сохранить и использовать каждый его кусочек. Повсеместно сохраняли верхушку "пасхи", наделявшуюся наибольшей магической силой. Обычно хозяйки пекли не один, а несколько куличей, каждый из которых предназначался для своей цели: один для себя, другой отдавали священнику, третий предназначался для скотины ("скотинная паска"), с четвертым ехали засевать ("засевальная паска").

В Сибири кулич для священника хозяйка выпекала отдельно от других не в субботу, а в Чистый четверг. Делался он из ржаного кислого теста, в форме обычной ковриги, но с накладным крестом, и назывался "четверговым" (см. также Четверговый хлеб). Когда священник приходил в дом с пасхальным молебном, кулич ставили под принесенные из церкви иконы, а после чтения молитв отдавали священнику в качестве платы за молебен.

В Вологодской обл. "засевальную паску" хранили с Пасхи до дня сева в переднем углу, прикрыв от пыли салфеткой; в условленный день от нее отрезали несколько кусочков, которые несли в поле или огород и клали в семена, чтобы увеличить их всхожесть. В тех местах, где пекли одну "пасху", выезжая в поле сеять, хозяин брал ее верхушку и съедал на ниве, чтобы был хороший урожай. В некоторых местах рано утром перед выездом хозяина на поле хозяйка накрывала стол скатертью, на которую клала верхушку "паски", хлеб и соль, на божнице зажигали свечу, все домашние молились: "Зароди нам, Господи, хлебушка", - и клали по три поклона. Затем "пасху" заворачивали в чистую тряпочку и торжественно передавали хозяину.

Иногда остатки кулича использовали при гадании о разных хозяйственных нуждах. Например, в Орловской губ., если в хозяйстве не велись лошади, в пасхальное воскресенье оставшийся после разговления небольшой кусочек "паски" заворачивали в тряпочку и подвешивали в конюшне над головами лошадей; через шесть недель его снимали и смотрели, какого цвета там завелись червяки, такого цвета и надлежало держать лошадей.

В Архангельской губ. весь, не съеденный на Пасху хлеб, а также пироги, ватрушки и т.п., собирали, сушили и хранили до следующей Пасхи, когда их съедали натощак.
материал подготовлен
Холодная Вера Георгиевна
Российский Этнографический музей
English version
Толковый словарь
в навигатор
В этом же разделе:

Чистый понедельник

Великий пост

Тужилки по Масленице

Средокрестие

Пасха

Благовещение

Кресты

Троица

Вербное воскресенье

Иван Купала

Ильин день

Верба

Шествие на осляти

Преображение (Яблочный Спас)

Страстная неделя

Чистый четверг (Великий четверг)

Богослужение Великого четверга

Верес

Вытирание огня

Четверговая свеча

Четверговая соль

Четверговый хлеб

Великая пятница

Пение Христа

Христова свечка

Магия пасхальной заутрени

Яйцо

Кулич

Творожная пасха

Христосование

Пасхальная неделя

Пасхальные молебны

Вьюнишник

Волочебный обход

Гулянье

Игры и забавы с яйцами

Качели

Кумление

Красная горка

Радуница (родительский понедельник)

Неделя Жен-Мироносиц

Моргосье (братчины)

Вознесение

Крещение и похороны кукушки

Преполовение

Русальная неделя

Русалка

Проводы (похороны) русалок

Семик (зеленые святки)

Троицкая суббота (родительская суббота)

Троицкая зелень

Троицкая березка

Троицкий венок

Завивание берез

Духов день

Похороны Костромы

Вождение колоска

Сороки

Кликанье (закликание) весны

Жаворонки

Заклички весенние

Евдокия Плющиха

Герасим Грачевник

Грачи

Параскева

Благовещенская просфора

Благовещенская соль

День Иоанна Лествичника

Лесенки

Никита Водопол

Егорьев день

Окликание Егория

Первый выгон скота

Засевки

Вождение стрелы

Николин день (Никола Вешний)

Олена-льняница

Федосья -колосяница

Исаакий-змеевник

Федор Стратилат

Акулина-гречишница

Аграфена- купальница

Купальская ночь

Купальский костер

Купальский костер

Ивановские травы

Папоротник

Петров день

Кузьма и Демьян

Первый спас

Успенье Богородицы (второй спас)

Третий спас (Хлебный Спас)

Дожинки

Дожиночный сноп

Флор и Лавр

Свеча
Российский Этнографический музей
РЭМ / Календарные народные праздники и обряды / Русские праздники и обряды / Кулич
в этом же разделе


Посетителю

Специалисту

Выставки и события

Музейное собрание

Материальная и духовная культура

Региональная этнография

Народы России и сопредельных стран

Календарные народные праздники и обряды

Клуб друзей музея



Зимние праздники и обряды

Весенне-летние праздники и обряды

Осенние праздники и обряды

Межсезонные обряды и обычаи
© Российский Этнографический музей
Web-дизайн и разработка сайта — SASTAsoft
Rambler's Top100