РАДУНИЦА

25.04.2017

Наиболее важный из дней поминовения усопших, приуроченный к Пасхе. Генетически он восходит к дохристианскому культу предков и призван  обеспечить покровительство и поддержку предками всех  живущих  людей,  помощь им в  сельскохозяйственных работах и повседневной жизни. Праздник приходился на десятый день после Пасхи, в Сибири и некоторых южных губерниях России  отмечался в Фомино воскресенье (первое воскресенье после Пасхи).

На Радуницу в церквях  совершалась вселенская панихида, после которой каждая крестьянская семья  с закусками и вином отправлялась на кладбище помянуть умерших родителей. На каждом  захоронении крошили или закапывали пасхальное яйцо, оставляли на могилах зерно, конфеты, выпечку, рюмку водки. С  умершими разговаривали, рассказывали им о своих бедах и радостях, приглашали  к трапезе. Угощали «на помин души родителей» как знакомых, так и незнакомых людей, которых встречали на кладбище. Вепсы помимо кладбища ходили к можжевельнику, у которого хоронили некрещёных детей и выкидышей. Это место являлось древним родовым кладбищем,  на Пасху дерево украшали разноцветными ленточками.     

Часто на могилах проводили целый день до позднего вечера, пировали, пели, вспоминали усопших. Несмотря на поминальный характер,  Радуница считалась радостным праздником. Говорили: «Радуница – светлой радости приятельница». Такое настроение  восходит к древним представлениям о том, что веселье во время похоронного обряда может преодолеть смерть и утвердить жизнь на земле.

В народе  считалось большим  грехом  неуважение к памяти родителей  и прародителей,  несоблюдение поминальных обычаев, по стойкому поверью, влекло за собой  различные несчастья.