Путеводитель

 

  Арктика в древности

В высоких широтах Арктики, как показывает открытая археологами древнейшая стоянка в низовье р. Яны, первобытные люди появились на ранней стадии верхнего палеолита – около 30 тыс. лет назад. В пределах Северного полярного круга были обнаружены и другие палеолитические памятники найденные в Якутии, на Чукотке и в  Республике Коми. Объектами добычи древних охотников в это время были: мамонт, шерстистый носорог, бизон, овцебык, дикая лошадь, пещерный медведь, северный олень.

Подробнее

   

 

 

На грани миров

Святилища. Священные места, или святилища, являются значимыми символами сакральной географии Арктики. Священные места находились, как правило, на возвышенностях, рядом с примечательными природными объектами ‑ камнями, деревьями. У ненцев центром святилища являлась островерхая жертвенная куча – символ чума, ‑ сложенная из оленьих или медвежьих черепов.

Шаманизм.  Шаманы, согласно древним верованиям обитателей Арктики – избранные люди, способные вступать в контакт с духами. В основе шаманизма – представления о множественности миров, населенных божествами и духами, от которых зависит здоровье и благополучие людей.  Шаманы, наделенные способностью проникать в иную реальность, являлись посредниками между человеком и сакральным миром.

Подробнее

   

Пение рун

Исполнение древних эпических песен – рун, повествующих о сотворении мира – уникальная песенно-музыкальная традиция ряда прибалтийско-финских народов. Дольше всего она сохранялась у карел и передавалась изустно из поколения в поколение. Еще в начале XIX в. в деревнях насчитывались десятки рунопевцев. Именно здесь Э. Лённрот – знаменитый собиратель фольклора и создатель всемирно известного художественного произведения «Калевала» записал от рунопевцев космогонические, эпические, свадебные, заклинательные песни.

Подробнее

   

Люди одного огня

Освоение огня изменило ритм и пространство передвижений, открыло путь в Арктику. Огонь, обогревавший жилище, стал домашним очагом, вместе с тем создав особое, сакральное, пространство дома. Издавна у древних насельников Арктики существовало  представление об огне как о доброжелательном существе. Позже духи огня приобрели антропоморфную форму, некоторые арктические народы представляли их в образе старухи, «бабушки», или «хозяйки огня».

Подробнее

   

Ритуальный огонь

Прибор для добывания ритуального огня во время обрядовых действий
Чукчи, Чукотский п-ов.
Использовался в конце ХIХ –1980-е гг.

Жирник для освещения и отопления жилища
Чукчи, Восточная Сибирь, Приморская обл., Анадырская округа
Конец ХIХ в.

   

Охота на диких оленей

Охота на диких северных оленей издревле была основным источником существования обитателей тундровой зоны Евразии. Сезонные миграции животных обусловили мобильный образ жизни населения. Охотники перемещались к местам максимальной концентрации оленьих стад, наиболее удобным для массовой охоты: осенью ‑ вглубь материка, а весной ‑ к морскому побережью.

Подробнее

   

Морские зверобои

Морской зверобойный промысел получил широкое развитие у азиатских эскимосов и приморских чукчей. Охота на китов была коллективной, добыча одного животного обеспечивала пищей и материалом население трех посёлков на несколько месяцев.Чтобы добыть белого медведя охотник должен был идти буквально по пятам за зверем, выслеживающим тюленей на льду.

Подробнее

   

Одежда – второй дом

Для всего населения Арктики проблема одежды в связи с экстремальными природными условиями являлась вопросом жизни и смерти. Несмотря на то, что традиционный костюм каждого из северных народов имел ярко выраженную этническую специфику, проявлявшуюся в особенностях кроя, украшениях, расположении декора, он являл собой пример адаптации к суровому климату. В конструкции традиционной одежды были учтены не только теплоизоляция, но также легкость, мягкость, эластичность и способность поддерживать естественный для тела микроклимат.

Подробнее

   

Освоение Арктики русскими. Мангазея

Острог, а затем и город Мангазея, основанный в 1601 году, располагался на берегу р. Таз (северо-запад Сибири) в нижнем её течении. Он состоял из кремля с постройками и посада с торговыми и ремесленными половинами.  Свое название город получил от одного из энецких родов -  Монгкаси или Муггади, обитавших на этой территории. Город был  не только важным перевалочным пунктом для купцов  и добытчиков пушнины, сюда приезжали надолго, обзаводились семьями, занимались различными ремеслами и животноводством.

Подробнее

   

Чукотский воин

Доспехи чукотского воина, лук, стрелы, колчан и копье с каменным наконечником
Чукчи, Чукотский п-ов
Конец XVIII – середина XIX вв.
 

 

   

Ярмарки. Торговля

Освоение русскими Арктики строилось более на партнерстве, чем на вражде. Основную роль здесь играла торговля, которая не только формировала экономические отношения с народами Арктики, но и являлась инструментом дипломатии и политики. Воплощением торговых отношений были ярмарки. Именно здесь происходила встреча культур, демонстрация богатства и обмен ценностями, именно ярмарки создали плотную сеть общих экономических, культурных, государственных связей.

Подробнее

   

Поморы

Русское население берегов Белого и Баренцева морей, занимавшихся морскими промыслами, издавна называли поморами. В процессе сложения этой этнографической группы участвовали как предки новгородских и отчасти верхневолжских переселенцев, так и местное финно-угорское население – карелы, саамы, коми. Впервые слово «помор» встречается в документах начала XVI в.

Подробнее

   

Христианизация

Хозяйственное освоение арктических территорий Русским государством сопровождалось распространением русской культуры и православной веры. Оседание крестьян и служилых людей на новых землях, постоянные контакты и смешанные браки способствовали восприятию туземным населением некоторых идей христианского вероучения. К началу XX в. христианство было воспринято большинством аборигенного населения.

Подробнее

   

Тропою северного оленя

Для жителей тундры живущих в суровых условиях  крайнего Севера - саамов, ненцев, долган и чукчей, основу хозяйственного уклада составляло  продуктивное крупностадное  оленеводство .Олень давал все необходимое для жизни в тундре: мясо  его служило основой пищевого рациона, шкуры шли на  изготовление одежды, утвари, покрышек на жилище, рога и кости - на мелкие поделки.

Подробнее

Арктическое коневодство

Корни якутской аборигенной лошади уходят в глубь веков. Это единственная в мире порода, произошедшая от диких белых тундровых лошадей. Их разведением с давних времен занимались самые северные в мире коневоды – якуты. Содержание и холодный климат способствовали формированию особой породы якутской лошади, которая даже в 50-60-градусные морозы добывает корм на пастбищах, разгребая снег копытами.

Подробнее

   

Приручение металла

У всех народов Сибири умением перековывать старые вещи и выковывать новые обладало большинство мужчин. Наряду с этим были мастера кузнечного дела, к которым обращались для изготовления  наконечников стрел, ножей, лезвий для копий, подвесок к шаманским, костюмам. Добывать руду и плавить железо народы Сибири начали еще до прихода русских.

Подробнее

   

Радуга на снегу

Праздники и обряды, национальный костюм, художественные ремесла и промыслы вплоть до сегодняшнего дня составляют неотъемлемую часть культуры народов, для которых этот суровый край является воплощением малой Родины, озаряемой светом полярного сияния.

Подробнее

   

Обработка кости

Истоки искусства резьбы по кости у азиатских эскимосов и приморских чукчей уходят вглубь веков. На стыке I тыс. до н.э. – I тыс. н.э. древние охотники наряду с орудиями труда и утварью вырезали из кости моржа различные амулеты и фигурки промысловых животных, которые имели сакральное значение. Традиции создания анималистической скульптуры сохранялись ещё и в первой четверти XX в. Резьбой по кости занимались все мужчины в свободное от морского промысла время.

Подробнее

   

Каяк

Кожаную лодку каяк алеутов, классических охотников на морских животных,  называли «инженерным триумфом». Её деревянный каркас покрывали шкурами моржа или сивуча. Раздвоенный по вертикали форштевень (носовой конец судна)  рассекал боковую волну и предохранял каяк от перелома, а в сочетании с килевой планкой позволял «изгибаться» на волнах. Навыки владения каяком прививались с детства, и нередко охотник достигал в этом большого мастерства, позволяющего  не отставать во время плавания  от летящих птиц.

Подробнее

   

Поморский карбас

Поморский карбас впервые упоминается в 1591 г. в «Таможенной грамоте» Соловецкого монастыря.  К XVII в. поморские суда стали шедеврами русского судостроения, превосходными по своей прочности и мореходным качествам.  Ремесло судостроения передавалось по наследству. .  Карбаса четко различались и по району плавания, и по назначению - промысловые, разъездные, почтовые (почта в некоторых беломорских деревнях перевозилась на карбасах вплоть до 50-х гг. XX века), грузовые, таможенные, лоцманские и т. д.