Пасхальная неделя и Фомино воскресенье (Красная горка) 

Развлечения сельской молодежи с использованием яиц: катание яиц с бугорков и деревянных лотков, сбивание мячом и т.д. Эти игры восходят к древним земледельческим обрядам. 

__________

Игры и забавы с яйцами

Игры и забавы с яйцами практиковались в русской деревне чаще всего на Пасхальной неделе, включая Фомино воскресенье или Красную горку, но в некоторых местах они имели место также на Егорьев день, Вознесенье, Троицу и в Всесвятское воскресенье (см. Петровское заговенье). Генетически они восходят к древним земледельческим обрядам (см. Яйцо), но первоначальный смысл игр давно утрачен, в 19 в. они были уже исключительно развлечением. 

Игры начинались с первого дня Пасхи после обеда на деревенской улице, месте молодежных гуляний, около церкви. Их участниками первоначально были преимущественно парни и взрослые мужчины, а в начале 20 в. в некоторых местах их сменили дети, подростки, девушки и женщины, посмотреть на игру собиралась чуть ли не вся деревня. Наиболее распространенной игрой было катание яиц с какого-нибудь бугорка, с лубков, со специально изготовленных деревянных желобков или лоточков - узких ящичков, имевших с обеих сторон по длине невысокие бортики. Играющие по очереди спускали яйца с лотка или в начале игры выкладывали их полукругом перед лотком. Когда катившееся яйцо ударяло в бок уже лежавшее на земле, хозяин первого выигрывал и забирал побитое яйцо. В некоторых местах, чтобы выиграть в катании яиц достаточно было, чтобы яйцо откатилось дальше, чем предыдущее. В южнорусских губерниях иногда в качестве биты использовали специально сшитый из лоскутков или из сукна мячик, позднее замененный обычным резиновым, который или бросали в кучку яиц с расстояния в 20 шагов, или, выстроив яйца в одну линию, катили его по направлению к ним. В некоторых деревнях на Русском Севере во время праздничных угощений катали яйца также в доме по столу или по полу. Играющие располагались напротив друг друга и как можно сильнее толкали свое яйцо навстречу яйцу соперника. Если при соприкосновении одно из яиц разбивалось, его забирал тот, чье осталось целым. 

Тот, кто выигрывал наибольшее количество яиц, считался самым ловким и удачливым и заслуживал всеобщее одобрение, а проигравший все свои яйца слыл "раззявой". В некоторых местах были известны особые способы, позволявшие заручиться удачей при катании яиц. Для этого надо было, например, рано утром в Чистый четверг украсть у кого-нибудь со двора обычную палочку. 

Повсеместно была известна игра "битки". Один из играющих зажимал яйцо в руке, другой бил по нему своим. Чаще бились обоими концами яйца, но иногда - только острым. На Русском Севере так же, как и в некоторых других местах, острый конец назывался "носочек", а тупой - "пуга", "пятка" или "жопка". Яйцо считалось проигранным, если разбивались оба конца, если же у каждого из играющих оставалось по одному целому концу, они делили каждый свое яйцо пополам и обменивались половинами. Начинали биться "носочком", а потом уже в ход шла "пуга". Иногда взрослые начинали игру прямо в церкви после литургии во время христосования. Потом бились яйцами за столом, когда разговлялись, тогда в игре принимали активное участие дети. А уже во время праздничных гуляний на улице бились преимущественно парни и мужики. Для удачной игры выбирали яйцо с "мягкой" скорлупой, которое при легком постукивании о зубы издавало глухой звук. Если же яйцо "звучало", т.е. звук был звонким, говорили, что его скорлупа окостенела, стала хрупкой и не выдержит удара. Иногда желание выиграть толкало какого-нибудь озорника на изготовление фальшивого яйца. В скорлупе проделывали две маленькие дырочки, через которые выпускали содержимое яйца, а его место заполняли древесной смолой или воском. Такие подделки встречались редко, осуждались всеми, а пойманного с фальшивым яйцом могли избить игравшие с его владельцем парни или мужики.

материал подготовлен
Холодная Вера Георгиевна