МАСЛЕНИЦА (масленичная неделя, сырная неделя)

07.03.2016 - 13.03.2016

      Один из древнейших и истинно народных праздников в России, который отмечали повсеместно люди разных сословий и возрастов, горожане и сельские жители. Это один из самых любимых и весёлых праздников в году, особенно широкими и разгульными считались последние четыре дня. В православной традиции переходящая по срокам масленичная неделя начиналась за 56 дней до Пасхи, что соответствует второй половине февраля – началу марта по новому стилю.

         Масленица символизировала рубеж между зимой и весной, праздновалась как перелом зимы  и поворот к весне. Как большинство старинных народных праздников, она соединила в себе древнейшие языческие обычаи и элементы христианских обрядов.

        Начинали празднование в понедельник. Каждый из дней сырной недели имел собственные обрядовые действия и развлечения, отражённые в самом их названии:

    понедельник –    «встреча»

    вторник – «заигрыши»

    среда – «лакомка»                    

    четверг – «разгул», «перелом»

    пятница – «тёщины вечёрки»

    суббота – «золовкины посиделки»

    воскресенье – «проводы», «прощёный день», «целовальник».

        В русских деревнях в первый день встречали  Масленицу в образе соломенного чучела, возили его в санях, приветствовали пением и плясками. В тот же день договаривались с родственниками о порядке посещения друг друга и совместных развлечениях.

       Существовал обычай на Масленицу чествовать молодожёнов, сыгравших свадьбу в этом году. Проводились «смотры новожёнов», на которых молодые должны были продемонстрировать односельчанам мир да любовь в семье, тем самым публично закрепляя свой новый семейный статус. В эти дни они обязательно навещали тех и других родителей. Молодых супругов возили в конных упряжках под хвалебные крики односельчан;  дети с колядками ходили по домам, где жили молодожёны, и выпрашивали угощение. Молодёжь устраивала традиционные спортивные состязания: соревнования бегунов и скачки на лошадях, в Сибири разыгрывались  взятия снежных городков.

      Повсеместно  главным  праздничным действием было катание с горок на санях, шкурах домашних животных, перевёрнутых скамейках, обледенелых корытах и решётах. На севере и в приволжских деревнях на возвышенных местах на масленичную неделю прокладывали  параллельные жерди для катания молодёжи парами. В русских, марийских, водских, ижорских  и других деревнях девушки и молодые женщины катались с горок на донцах прялок, при этом разбрасывали семена и кричали пожелания, чтобы лён и конопля уродились длиннее. Нарядная молодёжь каталась на лошадях, переезжая из деревни в деревню с шумом, песнями и игрой на гармошке. Лошадей при этом украшали лентами, цветами и звонкими колокольчиками.

      На Масленицу накрывали обильные сытные столы из мучной и молочной пищи, а также  из яиц, рыбных блюд, пирогов, кваса, пива; угощали друг друга и ходили  в гости.  В праздничной трапезе  обязательно присутствовали блины – языческий символ солнца и обязательный атрибут поминок.

     У финно-угорских народов северо-запада России в четверг масляной недели (у сету) или в Егорьев день (у  ижор) существовал обычай устраивать «бабий праздник», когда женщины собирались в одном из вдовьих домов и пировали отдельно от мужчин, чтобы те не мешали. Распорядительницей на празднике была повивальная бабка, которая поочерёдно выкрикивала имена недавно вышедших замуж женщин, затем молодух, родивших в этом году первенца, и, наконец, имя женщины, у которой родился первый внук. Всех этих женщин качали и чествовали участницы праздника, после чего трапезничали и плясали до изнеможения, а затем, взявшись за руки, хороводом с песнями ходили по улице.  

        У вепсов и води в масленичную субботу поминали усопших: ходили на кладбища, в церквях делали большой поднос с кутьёй, которую после службы давали всем прихожанам на помин души  умерших.

      Особое значение придавалось  прощёному воскресению. В этот  день по древнему обычаю  просили друг у друга в семье, у родственников и соседей прощение за все свои прегрешения перед ними. В русских деревнях на берегу рек жгли ритуальные очистительные костры из  старых и ненужных вещей, провожали и сжигали Масленицу, наряженную в крестьянское женское платье.

       Сразу после широкой и сытной Масленицы наступал строгий Великий пост.