Географическое положение и этнический состав региона Сибирь и Дальний Восток

Территория Сибири и Дальнего Востока, занимающая около 67% территории России, простирается от Уральских гор на западе до Тихого океана на востоке, от Китая и Монголии на юге до побережья морей бассейна Северного Ледовитого океана

Географическое положение региона

Территория Сибири и Дальнего Востока, занимающая около 67% территории России, простирается от Уральских гор на западе до Тихого океана на востоке, от Китая и Монголии на юге до побережья морей бассейна Северного Ледовитого океана. Начиная с Алтайских гор, с их прекрасной вершины Белухи, горы Сибири постепенно расширяются к востоку и достигают Берингова пролива. В Саянских, Даурских, Камчатских и Амурских горах с их хребтами берут начало все большие сибирские реки: Лена, Обь, Енисей. Более половины территории Сибири составляют обширные таёжные, тундровые и заболоченные низменные пространства — самые холодные области нашей страны. Особенно суровы климатические условия в Заполярье. Семь, а иногда и девять месяцев в году здесь царствует жестокая зима с метелями, пургой и морозами. В это же время года тундру окутывает долгая полярная ночь, а летом, напротив, солнце не заходит за горизонт.

Этнический состав региона

На территории Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока проживает 33 коренных народа, отличающихся друг от друга языком, антропологическим типом, а также многими элементами материальной и духовной культуры.

Первым народом, который встречает утро нового дня на территории России, являются азиатские эскимосы (1750 человек по переписи 2002 г.), живущие на самой оконечности Чукотки, побережье Берингова пролива и Анадырского залива. Они составляют незначительную часть достаточно многочисленного полярного народа, живущего за пределами России. Название "эскимосы" происходит от индейского слова "эскимо" ("употребляющий сырое мясо"). Сами себя эскимосы называли юит ("люди") и юпиит ("настоящие люди"). Язык азиатских эскимосов входит в самостоятельную экимосско-алеутскую семью языков

По внешнему облику они классические представители арктической расы, а по хозяйственной деятельности — охотники на морских животных.

Ближайшими их родственниками по языку и культуре являются алеуты (самоназвание унанган; 540 чел.), обитающие на Командорских островах. Они не коренные жители этой территории, а были переселены сюда в начале XIX в. Российско-американской компанией с Алеутских островов (родины алеутов) для промысла морских котиков.

Бок о бок с азиатскими эскимосами проживают приморские чукчи (ан'калын — "поморянин"), заимствовавшие от них культуру охотников на морских животных. Основная часть чукчей (всего чукчей 15 767 чел.) — оленеводы (чав'чу — "оленевод", "состоящий при оленях") — расселена во внутренних районах Чукотского полуострова, на севере Якутии и Камчатки.

Южными соседями чукчей являются коряки (чав'чыв "оленеводы"; нымылын — "поселянин", "житель селения" — 8743 чел.), близкие им по культуре, языку (чукотско-камчатской языковой семьи) и антропологическому облику (камчатский тип арктической расы).

На побережье Берингова моря, между мысами Натальей и Навариным обитали кереки (в начале XX в. около 100 чел.) — морские охотники и рыболовы, близкие по языку и культуре корякам и растворившиеся теперь среди чукчей.

По западному побережью полуострова Камчатки, в непосредственном соседстве с коряками, живут рыболовы и охотники ительмены (ительмен, итэнмьи — "местный житель"; второе название — "камчадал"; 3180 чел.). Они потомки коренных жителей центральной и южной частей Камчатки, культура которых прекрасно была описана известным исследователем XVIII в. С.П. Крашенинниковым.

В южной части Дальнего Востока проживает значительная часть народов тунгусо-маньчжурской группы алтайской языковой семьи, преимущественно байкальского антропологического типа, монголоидной расы. В экономике этих народов, за исключением удэгейцев, рыболовство играло преобладающую роль, а охота — подсобную.

Крупнейшим из них являются нанайцы (нанай, нани, "местные жители", "местные люди", старое название "гольды"; 12 160 чел.), обитающие по берегам Амура и в пределах Хабаровского края.

Рядом с нанайцами, ниже по течению Амура, живут ульчи (самоназвание нани, ольчи; 2913 чел.).

По рекам, впадающим в Татарский пролив, и по западной стороне хребта Сихотэ-Алинь, в верховьях р. Хунгари и низовьях Амура расселены орочи (нани; около 686 чел.).

В Уссурийской тайге, к югу от орочей, по правым притокам Амура и левым притокам Уссури кочевали таёжные охотники-рыболовы удэгейцы (удээ, удэхэ; 1657 чел.), о которых в начале ХХ в. с большой симпатией писал учёный и путешественник В.К. Арсеньев.

На о. Сахалин обитают ороки (ульта — "оленный"; около 346 чел.) — кочевые охотники оленеводы, подсобным занятием которых было рыболовство.

В низовьях Амура, на берегах Татарского пролива, а также в северной части Сахалина живёт интереснейший и загадочный народ нивхи (нивхгу — "народ", старое название "гиляки"; 5162 чел.). Занятия, культура и быт их очень сходны с остальными народами юга Дальнего Востока. Язык же нивхов не имеет параллелей с языками других народов и относится к группе изолированных языков.

Вдоль рек Амур и Амгунь проживает небольшой народ негидальцы (элькан боёнин — "местный житель"; 567 чел.), относящийся по языку к северной (тунгусской) ветке тунгусо-маньчжурской группы.

Ярким представителем этой языковой группы являются эвенки (35 527 чел.), проживающие практически на всей территории Восточной Сибири: в верховьях Лены, Подкаменной и Нижней Тунгуски (илэ "человек"), бассейне р. Олёкмы (мата), Забайкалье (орочён "оленный"). Известны эвенки и под общим названием — "тунгусы" (от якутского тонгус). Такое их рассредоточение связано с основным занятием — охотой. Эвенков нередко называли "охотниками верхом на оленях".

Наиболее близки к эвенкам по языку и культуре эвены (орочёл — "оленные", старое название "ламуты", от "ламу" — "море"; 19 071 чел.). Эвены — кочевые таёжные охотники, оленеводы населяют север Якутии, юг Чукотки, центральную часть Камчатки, побережье Охотского моря. Здесь же проживает этническая группа оседлых эвенов мэнэ.

Ближайшими соседями эвенов на территории Якутии являются юкагиры (1509 чел.), называющие себя одул (сильный) или деткиль (храбрый). Юкагиры были некогда многочисленным народом, и, как свидетельствуют легенды, "белое оперенье ворона почернело от дыма костров, когда он пролетал над Якутией, где до прихода якутов обитали юкагиры. Тундровые юкагиры, населяющие верховья Колымы — охотники и рыболовы, а живущие в низовье Индигирки и Алазеи — оленеводы. Юкагиры Чуванского рода, проживающие среди чукчей в бассейне р. Анадырь, послужили основой для формирования в XX в. этноса чуванцев (1087 чел.).

По берегам Енисея и его притоков (Курейке, Подкаменной Тунгуске, Турухану и Елогую, а также в бассейне верховья р. Таз) расселены кеты (кет, "человек", старое название — "енисейские остяки"; 1494 чел.), охотники и рыболовы. В культуре кетов ещё многое неясно, в частности, язык их, также как и язык нивхов, входит в группу изолированных языков. Старое название кетов — "енисейские остяки" имеет сходство с названием хантов ("остяки").

Живут ханты (старое название — остяки; 226 768 чел.) и их близкие родственники манси (старое название вогулы; 11 432 чел.) на обширном пространстве среднего течения и низовьев Оби и на Северном Урале. Ханты и манси в основном рыболовы-охотники; совсем незначительная их часть кочевала, занимаясь оленеводством, которое они заимствовали от ненцев. По языку ханты и манси — восточные угры из финно-угорской языковой семьи.

Вместе с ненцами (нэнэц "человек", старое название "самоеды"; 41 302 чел.) в одну языковую — "самодийскую" группу входят: энцы (237 чел. — "енисейские, или хантайские, и карасинские самоеды), нганасаны (ня, старое название "самоеды-тавгийцы"; "авамские" — по названию р. Авам — и "вадеевские", проживающие в восточной части полуострова Таймыр; 834 чел.) и селькупы (старое название "остяко-самоеды", живущие на севере Томской обл., вдоль Оби и её притоков, левого притока Енисея, в бассейне р. Вах и Таз; 4249 чел.). Ненцы — исконные тундровые оленеводы, нганасаны — классические охотники на дикого оленя. Элементы тундрового оленеводства присутствуют у незначительной части нганасан ненецкого типа. Культура энцев в значительной степени сходна с нганасанской и, частично, с ненецкой. Оленеводство селькупов относится к таёжному типу.

Самодийские элементы прослеживаются в культуре тофаларов (старое название карагасы; 837 чел.), проживающих на северных склонах Восточных Саян и вдоль левого притока верхней Оби. 

Пушным промыслом и охотой на парнокопытных (марала, косулю и лося) тофалары занимались круглый год, используя в качестве средства передвижения верхового оленя. Помимо самодийских элементов у тофаларов присутствует общий с тувинцами тюркоязычный пласт культуры.

Наряду с тувинцами (самоназвание тыва; сойоты, сойоны, урянхайцы — старое название; 206,2 тыс. чел.) кочевым скотоводством в Южной Сибири занимались тюркоязычные хакасы (самоназвание тадар, минусинские, ачинские, абаканские татары" старое название; 62 тыс. чел.), алтайцы (алтай-кижи — "человек Алтая", 70 000 чел., "черневые татары", "белые, алтайские, горные, порубежные и бийские калмыки" — старое название; 69 тыс. чел.) и шорцы ("кузнецкие, кондомские и мрасские татары", абинцы — старое название; 13 975 чел.).

Элементы южного происхождения (коневодство, скотоводство, отчасти земледелие) — неотъемлемая часть культуры тюркоязычных якутов (саха — самоназвание; 382 000 чел.), проживающих на территории нынешней Якутии уже с начала XV в. Часть якутов, переселившихся на север, приняла некоторые элементы культуры коренного населения, в частности, оленеводство тундрового типа.

Результатом контактов якутов с коренным тунгусоязычным населением явилось возникновение на полуострове Таймыр нового народа — долган (долган, саха — самоназвание; 7261 чел.), говорящих на долганском диалекте якутского языка, относящегося к тюркской группе алтайской языковой семьи. Основным занятием долган является оленеводство тундрового типа, одежда с явными признаками тунгусского (эвенкийского) происхождения.

Коренное население Предбайкалья, Забайкалья, юга Иркутской и юго-востока Читинской обл. монголоязычные буряты (бурят, буряад; 421 тыс. чел.) — скотоводы и земледельцы.

В одну монгольскую группу алтайской языковой семьи вместе с бурятами входят калмыки (хальмг досл. "остаток"; 174 тыс. чел.), предками которых были западные монголы ойроты, не принявшие ислам. В культуре и этногенезе калмыков прослеживаются элементы сибирского происхождения.