"Этноджинс" — все оттенки индиго

Понятие «этноджинс» возникло неслучайно. Известно, что джинсовая ткань производится из плотного хлопка, который окрашивается в насыщенный синий цвет красителем индиго, что позволяет использовать термин «джинсовый» в том числе и в этнографическом аспекте. Разнообразные предметы одежды, аксессуары, элементы интерьера характеризуют развитие данной текстильной традиции у народов России и сопредельных государств от западных границ до Дальнего Востока. Задолго до появления первых джинсов одежда цвета, ставшего культовым, присутствовала в гардеробе представителей разных культур.

Время бытования большинства демонстрируемых на выставке экспонатов — середина XIX — начало XXв. — совпадает с рождением первых «джинсов». Брюки из коричневой парусины, созданные в 1853 г. американцем Леви Стpауссом и названные им «комбинезоном без верха», заметно отличались от последующих образцов из денима (ткани «из Нима»). Однако в общественном сознании прочно утвердился образ джинсовых изделий, отличительной чертой которых является грубоватая плотная ткань синего цвета. Именно применение красителя индиго обеспечивает внешнее сходство традиционных и современных джинсовых изделий.

Считается, что индиго — «король» красителей. Примерно 1500 лет до н. э. в Древнем Египте для окраски тканей использовали листья индигоферы (Indigofera heguminosae) из которых выделяли природный краситель индиго. Название красящего вещества происходит от латинского «Indicus», что означает «индийский». В Индии он был известен более 4000 лет назад, а оттуда по торговым путям попал в Европу.

Иностранный краситель не сразу завоевал всеобщее признание. Когда же «дьявольская краска» получила право на использование, одежда из ткани цвета индиго стала указывать на человека состоятельного и знатного. Цена красителя была высока, поэтому приобрести окрашенные им ткани могли себе позволить немногие. Созданный в 1882 г. немецким химиком Адольфом Байером искусственный аналог красителя стоил почти в три раза дешевле натурального, это сделало индиго доступным практически всем слоям населения.

У каждого народа существует собственная история использования индиго. Так, например, у некоторых тюркских народов синий цвет присутствовал в похоронной или свадебной одежде. Вместе с тем, он воспринимался как небесный, священный, обетованный, заветный, исконно чистый, высший. Конопляные и льняные ткани синего цвета прочно утвердились в культуре славянских и финно-угорских народов.

Из «синюхи» шили и будничную, и праздничную одежду, предметы интерьера. Одежда синего цвета имела и возрастную символику, указывая на преклонный возраст человека. Для народов Дальнего Востока использование универсального красителя также являлось традиционным. Это подтверждают представленные на выставке части костюмного комплекса народов Амура: головные уборы, халаты, ноговицы, обувь.

Натуральный индиго — краситель нестойкий. Именно это его свойство приводило к потертостям на тканях, что еще больше добавляло традиционной одежде конца XIX — начала ХХ в. сходства со столь популярным до сих пор предметом гардероба. По мнению законодателей джинсовой моды, «чем дольше носишь джинсы, тем лучше они выглядят». Знаменитые набойчатые ткани синего цвета издавна известны русским, украинцам, армянам, азербайджанцам, узбекам, таджикам, мордве и другим народам.

В контексте нового прочтения подобный способ декорирования материала вполне соотносим с современными набивными рисунками (prints) на дениме. Набойка, самая дешевая из всех разновидностей узорных тканей, широко применялась в быту. Прежде всего, ее использовали для изготовления одежды, предметов убранства жилища: скатертей, полотенец, занавесок и т.п. На выставке широко представлены набойные доски, образцы набойки и изделия из таких тканей.

Традиционная одежда, декорированная вышивкой и лоскутным шитьем, типологически соотносима с джинсовыми изделиями, популярными в 1980-е гг.

На выставке демонстрируются образцы ткани, а также платья, рубахи, халаты, изготовленные из полосатой или клетчатой ткани в сине-белой либо полихромной гамме. Этот эффект достигается в результате использования в процессе тканья нитей разных цветов: натурального, отбеленного, красного и синего.

Возможно, текстильная коллекция музейных памятников всех оттенков индиго подарит оригинальные идеи и явится для российских джинсовых брендов стимулом для творчества и дизайнерских экспериментов.