ДЕНЬ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ (у католиков и лютеран)

23.04.2017

Это день начала весенних земледельческих работ и первого выгона скота на пастбища. В старину, например в соседней Латвии, в этот день почитали божество Усинь - покровителя лошадей, поэтому этот праздник считался у латышей «мужским» (лошадь – «мужской» скот). Рано утром мужчины (участие женщин строго запрещалось) выбирали петуха для заклания и обносили его в конюшне вокруг лошадей со словами: «Усиню заколол петуха!». Птицу закалывали в яслях с овсом, его кровью обрызгивали всю конюшню, а овсом кормили лошадей. Затем петуха варили и съедали. Во время трапезы Усиня «зазывали» в дом как гостя.

Вечером пастушеские рожки созывали всех на ночное пастбище. Место пастухи выбирали заранее, оно не должно было быть открытым и находиться около дорог. Сюда они созывали товарищей и приглашали Усиня. Перед ночлегом пастухи гадали: помечали яйца углём и варили их, если яйцо лопнет, это считали плохой приметой. Производили также магические действия: клали яйца в дупло большого дуба, чтобы лошади были сильными. Особым ритуальным блюдом в этот вечер была яичница с салом – «пантагс».

В качестве жертвоприношения Усиню готовили мясо, хлеб, пиво, иногда смешанные внутренности петуха и свиньи. Эти дары оставляли в лесу на пне или в конюшне на сеновале. Если жертва оставалась нетронутой, это считалось плохим знаком.

У латышей этот день знаменовался и начало полевых работ. В связи с этим в поля «выпускали» дух плодородия – Юмиса, которого приносили в дом осенью во время праздника «дожинок» и держали там всю зиму. Для этого выбрасывали (или сжигали) «последний сноп», который висел на стене и в котором, по народному поверью, обитал Юмис.