Cлавление Христа

25 декабя/ 7 января 
Святочный обряд в честь прихода Волхвов по случаю Рождества Иисуса Христа. Дети, парни и девушки ходили по дворам с рождественской звездой, славили Христа, поздравляли хозяев с праздником, собирали угощение и деньги.

__________

Cлавление Христа (Христославление)

Cлавление Христа (Христославление) - святочный обряд, осмысляемый в традиционном сознании как приход волхвов по случаю Рождества Иисуса Христа. Соответственно славление Христа приурочивалось к первому дню Рождества, реже - ко второму. По большей части утром, но иногда и в течение всего дня, славильщики ходили по дворам и пели христославления. 

Исполнителями обряда могли быть дети, парни и девушки, иногда взрослые мужчины, а также церковный причт. Славильщики группировались по возрасту и собирались по 5-6 человек, а иногда и больше - до 15-ти. Количество славильщиков зависело от качества главного атрибута шествия - рождественской звезды, символизирующей вифлеемскую звезду, осветившую Рождество Иисуса Христа и приведшую волхвов к месту его рождения. В изготовлении звезды участвовали все славильщики данной возрастной группы. Ее делали из палок, бумаги, слюды, оберток от конфет и проч. Обычно для основы звезды использовали обруч сита, внутри него пристраивали палочку с гнездом для свечи, которую зажигали во время шествия. Отверстие обруча и его верхнюю часть по кругу заклеивали промасленной разноцветной бумагой. На получившейся круглой поверхности рисовали или наклеивали на нее изображение на тему о рождении Иисуса Христа и поклонении волхвов; в Сибири популярным было изображение корабля, на котором стоял Илья Муромец, один или с товарищами. В последнем случае картинка соотносилась с сюжетом песни, исполняемой при ношении звезды (Илья Муромец с богатырями на Соколе-корабле побеждают турецкую силу-противника). К основе-обручу приделывали палки, на которые крепили конусообразные рожки - лучи звезды, - украшенные на концах бахромой из бумаги. Звезда утверждалась на палке-рукоятке. В некоторых местах звезду устраивали так, что от движения руками она делала постоянные обороты, при которых полые внутри рожки-лучи освещались зажженной свечой. Если звезда была большой, богато украшенной, то и ходить с нею могло большее количество славильщиков. Предварительно участники обряда могли выбрать мехоношу, собиравшего в каждом доме подарки хозяев. 

Структура обряда была проста: пение христославлений и поздравлений с праздником и ответное благодарение славильщиков со стороны хозяев. Славильщики заходили в дом и исполняли сначала рождественскую молитву: "Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды и тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе". Исполняли также тропари, кондаки празднику и народные тексты, в которых в сжатой форме отразились события Рождества Христова и Евангелия: 
                    "Пречистая Дева Мария 
                    Иисуса Христа породила, 
                    В яслях положила. 
                    Звезда ясно сияла, 
                    Трем царям путь показала - 
                    Три царя приходили, 
                    Богу дары приносили, 
                    На колени припадали, 
                    Христа величали". (Максимов С.В., 1994, с.265-266). 
Или: 

                    "Славите, славите, 
                    Сами люди знаете: 
                    Христос родился, 
                    Ирод возмутился, 
                    Иуда удавился, 
                    Мир возвеселился"
.
                                (Можаровский А., 1903, с.60).

                    Те, кто не умел славить, как положено, пел так называемого "юльчика": 

                    "Я маленький юльчик, 
                    Сел на стульчик, 
                    В трубочку играю, 
                    Христа поздравляю. 
                    Хозяин с хозяюшкой, 
                    Поздравляю вас с праздничком, 
                    С Христовым рождеством! 
                    Подайте пятак, 
                    Отцу на табак, 
                    Матери на кофе, 
                    Сестре на картофель". 
                                (Обрядовая поэзия Пинежья, 1980, с.22). 

Просьбы отблагодарить за славление в более поздних текстах почти полностью вытеснили основное содержание песен-слав: 
                    "Славите, славите, 
                    Сами, люди, знаете. 
                    Я славить не умею, 
                    Просить много не смею. 
                    Отпирайте сундучок, 
                    Вынимайте пятачок, 
                    Мне, Ивану, на чаек!" (Можаровский А., 1903, с.60). 

В некоторых текстах слав очевидно влияние колядок на уровне формул и мотивов. Так, например, формулы требования не скупиться на вознаграждение явно заимствованы из этого жанра: 
                    "Хозяин с хозяюшкой, с праздничком! 
                    С Христовым рождеством! 
                    Не давай ломком, подавай целком, 
                    Шаньга да копытце не ломается, 
                    Серебряна копейка накидается, 
                    Стопка вина подавается!". 
                              (Обрядовая поэзия Пинежья, 1980, с.22). 

К жанру колядок также восходит мотив восхваления хозяев и их корения, если славильщики были почему-либо не удовлетворены: 
                    "Славитё, славитё, 
                    Сами про то знаетё: 
                    Я по булочку пришел, 
                    По калачичек пришел, 
                    И по шанешку пришел. 
                    Хозяин во дому, 
                    Как Адам во раю; 
                    А хозяйка во дому, 
                    Што аладья во меду. 
                    Хозяину и хозяйке, не пустившим в избу "славельшиков", поют: 
                    Не крешшона изба (до 3 раз). 
                    Хозяин во дому, 
                    Што дьявол во аду; 
                    Хозяйки во дому, - 
                    Головня бы ей в д…у".
                          (Макаренко А.А., 1993, с.89). 

Однако, как правило, христославов принимали ласково и радушно. Младшего из них в некоторых местных традициях усаживали на вывороченную мехом наружу шубу в переднем углу: делалось это для того, чтобы куры были спокойны на насесте и выводили больше цыплят. 

Славильщиков одаривали пирогами, шаньгами, ржаными козулями, калачами (ржаными и крупитчатыми, то есть из лучшей пшеничной муки: белой и самого тонкого помола), витушками (архаичное обрядовое печенье в виде спирали) и пряниками, баранками, а также мукой и деньгами. Последних давали по копейке-по две, а кто побогаче - и по пятаку. Тем, кто кроме слав Христу пел еще и виноградья (песни-славы хозяевам), выделяли и по 50 копеек, и по рублю. То, что подавали славильщикам, называлось христославным. Помимо продуктов, оно у некоторых партий славильщиков достигало до четырех рублей серебром за один день. В Сибири выславленные деньги могли составлять до сорока рублей и больше. 

Христославное делили между собой: тому, кто больше других участвовал в изготовлении звезды, лучшим запевалам и мехоноше выделяли больший пай. Продукты в некоторых случаях продавали, а на деньги покупали вино, орехи и проч. Славление было своего рода способом заработать деньги, на которые гуляли все праздники; на те же выславленные деньги было принято снимать избу для святочных игрищ. 

Славлением назывался также праздничный обход церковного причта по домам. Церковнослужители ходили с рождественским фонарем, который использовали и во время крестного хода в ночь на Рождество Христово. Так же, как и звезда мирян, рождественский фонарь символизировал собой вифлеемскую звезду. Причт тоже читал в каждом доме молитвы и песнопения, соответствующие празднику; хозяева же угощали церковнослужителей за столом и одаривали натуральными продуктами. 

В Южной Руси славлением на Рождество Христово занимались школьники и семинаристы. В начале ХVII в. этот обряд сопровождался вертепным представлением в тех местностях, где вертеп получил распространение. 

Посредническая функция славильщиков, возвещающих о приходе праздника и восхваляющих его, обусловливала то, что их самих вовлекали, а предметы, которыми они владели, использовали в гаданиях. Так, чтобы узнать имя жениха, девушки спрашивали его у первого вошедшего славильщика. Стружки для гадания по дыму (в какую сторону дым от стружек, туда и гадающая выйдет замуж) девушки потихоньку нарезали из дуги у славильщиков. Специально для гаданий у славильщиков же воровали по несколько горстей овса, которым обсыпали кольца (см. Святочные гадания), или использовали его в гадании на сон: овес сыпали у порога и под кровать, чтобы во сне суженый пришел собирать его со своей семьей. 

Близкое по форме посеванию и колядованию, славление Христа в некоторых местных традициях включало элементы этих обрядов: разбрасывание зерен, исполнение песен колядного типа.