ЧИСТЫЙ ЧЕТВЕРГ (Великий четверг, Страстной четверг)

13.04.2017

          Четверг на последней (Страстной) неделе 40-дневного Великого поста. В Чистый четверг христианская церковь вспоминает  Тайную вечерю, последний ужин Иисуса Христа с учениками в первый день Иудейской Пасхи, за которым последовало предание Христа Иудой в руки фарисеев и начало страданий Спасителя за грехи людские. В этот день в соборах и церквях совершались  торжественные богослужения с колокольным звоном и крестным ходом, а также принимали причастие наибольшее число верующих.

          В православной традиции последние дни Страстной недели были кульминацией Великого поста, временем наиболее строгого воздержания: верующие старались питаться лишь водой и хлебом или обходиться растительной пищей без постного масла, многие при этом соблюдали обет молчания.

          В Чистый четверг проводилось особенно много обрядов, подчинённых идее избавления от нечистой силы всего человеческого пространства, духовного и физического очищения. В этот день хозяйки очищали дома и дворы от накопившегося сора и грязи,  тщательно мыли полы, стены и потолки, всю хозяйственную утварь; старались всё перестирать, говорили, что скорому «Христову Воскресению каждая вещь радуется».          

 Обязательно топили бани не только для себя, но и для покойных родителей, и парились «от сорока недугов». Считалось, что вся вода в этот день обладала особой магической силой. До восхода солнца девушки тайком бегали к реке умыться, чтобы весь год быть красивыми и любимыми, а при помощи заговоров старались приворожить понравившихся женихов.

          Для изгнания нечистой силы в русских  и вепских деревнях было принято окуривать можжевельником  или печным дымом жилые и хозяйственные постройки, людей и скот.

Во многих местах исполнялся древний обряд очерчивания магического круга, призванного обеспечить защиту и благополучие крестьянскому хозяйству: хозяин до восхода солнца трижды обходил дом, двор и огород, произнося специальный приговор.                  

У карел и вепсов посылали обегать вокруг дома детей, которым надевали на шею коровьи колокольчики.

         Существовало поверье, что дело, начатое в Чистый четверг, будет удачным на протяжении всего года, потому крестьяне весь день проводили в хозяйственных заботах и делах. Карелы, например, верили, что в этот день нарождается или обновляется «семейное счастье». Хозяева пересчитывали деньги и лучшие наряды, чтобы их в доме прибавилось, перемешивали жито в сусеках, чтобы оно не оскудевало, хозяйки обязательно пекли хлеб, чтобы весь год был сытным, особое внимание уделяли  магическим способам охраны  домашнего скота. Например, в северных русских деревнях и у финно-язычного народа сету существовал обычай натирать коровам хвосты снегом, чтобы летом скот из-за слепней не пускался в бега.

        Важными атрибутами праздника были специально испеченный четверговый хлеб (или просфора) и четверговая соль, которым приписывали большую магическую силу. Соль пережигали до тёмного цвета в золе на печном жару, смешав с хлебным мякишем, толкли в ступке, просеивали  и хранили вместе с четверговым хлебом на божнице. Их использовали в течение года как средство от всех недугов и как оберег: зашивали в ладанку и хранили на груди, отправляясь в дальний путь или на войну; узелок со щепоткой четверговой соли держали за пазухой при первом весеннем выпасе скота.